Итальянские фильмы 60 80 годов список

Запах женщины / Profumo di donna
Страна: Италия
Год выпуска: 1974
Жанр: Драма
Режиссер: Дино Ризи / Dino Risi
В ролях: Витторио Гассман, Алессандро Момо, Агостина Белли, Мойра Орфей, Франко Риччи, Елена Веронезе, Лоренцо Пьяни, Стефания Спуньини, Ториндо Бернарди, Мариса Волоннино и др.

Слепой экс-капитан Фаусто в сопровождении выделенного ему солдата отправляется в путешествие «в свет». Он прекрасно ориентируется в пространстве. У него своя идеология сильной в любых обстоятельствах личности. И наконец, Фаусто по-прежнему неотразим. Только запах женщины для него значит куда больше, чем для других соблазнителей…
Легко догадаться, почему этот шедевр итальянского классика Дино Ризи имел такой оглушительный успех у зрителей. Кого может оставить равнодушным история, одновременно жесткая и чувственная, веселая и печальная, а главное, несмотря на драматичность, жизнеутверждающая?

Категория: Лучшие итальянские ретро фильмы Просмотров: 3664

Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi
Страна: Франция, Италия
Год выпуска: 1972
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Бернардо Бертолуччи / Bernardo Bertolucci
В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Жан-Пьер Лео, Массимо Джиротти, Катрин Аллегре, Мария Мичи, Вероника Лазар, Мари-Элен Брейя, Катрин Брейя, Люс Маркан ид р.

Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец потрясен недавней смертью жены, он считает себя виновным и находится в состоянии глубокой депрессии.
Отчаянно цепляясь за жизнь, он знакомится с юной парижанкой, странной и эксцентричной девушкой, намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить…

Категория: Лучшие итальянские ретро фильмы Просмотров: 2750

Смерть в Венеции / Morte a Venezia
Страна: Италия, Франция
Год выпуска: 1971
Жанр: драма
Режиссер: Лукино Висконти / Luchino Visconti
В ролях: Дирк Богард, Сильвана Мангано, Бьерн Андресен, Мариса Беренсен и др.

Переживающий духовный и творческий кризис композитор Густав фон Ашенбах приезжает весной 1911 года на курорт близ Венеции. Внезапно его поражает и очаровывает красота подростка Тадзио, сына польской аристократки. Смущенный своими чувствами, Ашенбах порывается уехать, но, к несчастью, заражается быстротечной вирусной инфекцией и последние мгновения жизни проводит на пляже, наблюдая за игрой и шалостями юного Тадзио…
Фильм — это размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти.

Категория: Лучшие итальянские ретро фильмы Просмотров: 2665

Ночи Кабирии / Notti di Cabiria
Страна: Италия / Франция
Жанр: драма
Год выпуска: 1957
Режиссер: Федерико Феллини / Federico Fellini
В ролях: Giulietta Masina,Maria ‘Cabiria’ Ceccarelli,Francois Perier,Oscar D’Onofrio,Franca Marzi и др.

Проститутка Кабирия, работающая в одном из самых дешевых районов Рима, как и все её подруги вульгарна, грязна, драчлива, остра на язык. Но вопреки своей древней и циничной профессии, она по-детски наивна и добра, с маниакальным упорством надеется найти мужчину своей мечты и стать честной женщиной. Её сердце жаждет любви, но мир жесток.
Фильм следует за своей героиней, и зритель наблюдает, как Кабирия непрестанно ищет Большую Любовь. Однако жизнь постоянно преподносит ей неприятные сюрпризы, так что эти поиски оборачиваются для героини горем. Почти все встречающиеся ей по жизни люди используют её в своих интересах. Отчаявшаяся, героиня фильма всё же горячо молится Мадонне о ниспослании ей возможности исправить свою жизнь.

Категория: Лучшие итальянские ретро фильмы Просмотров: 3984

Казанова Феллини / Il Casanova di Federico Fellini
Страна: Италия, США
Год выпуска: 1976
Жанр: драма
Режиссёр: Федерико Феллини / Federico Fellini
В ролях:
Дональд Сазерленд, Тина Омон, Кармен Скарпитта, Сисели Браун, Клара Альгранти, Даниэла Гатти, Маргарет Клементи, Олимпия Карлизи, Сильвана Фузаккья, Леда Лойодиче, Сандра Элейн Аллен и др.

Созданная Федерико Феллини кинематографическая версия безумной жизни известного итальянского авантюриста XVIII столетия Джакомо Казановы, путешествующего по городам Европы и проповедующего бессмертную любовь. Среди множеств его любовниц — монахиня, горбатая нимфоманка и старая ведьма, которая убеждена в том, что секс с Казановой повлечет за собой ее превращение в мужчину.

Категория: Лучшие итальянские ретро фильмы Просмотров: 3433

Брак по-итальянски / Matrimonio all’italiana
Страна: Франция / Италия
Год выпуска: 1964
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Витторио Де Сика / Vittorio De Sica
В ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Альдо Пульизи, Текла Скарано, Марилу Толо, Джанни Ридольфи, Дженеросо Кортини и др.

Нелегкая судьба Филумены Мартурано, героини одноименной пьесы Эдуардо де Филиппо, была близка всем советским женщинам. Ну а жизненным проблемам и устремлениям Доменико сочувствовали все мужчины. Нужда приводит юную Филумену в публичный дом, где она и знакомится с любвеобильным красавцем Доменико. Спустя годы они встречаются вновь и она становится хозяйкой в его доме, но несмотря на их многолетнюю связь, он постоянно отказывается официально оформить их отношения. И вот наступил критический момент — убежденный холостяк Доменико решает жениться… на одной из своих многочисленных пассий. У любящей его Филумены остается последнее средство…

Нахлынула ностальгия? Тогда пригодятся итальянские фильмы 60 — 80 годов. Список включает только самые популярные картины того времени. Заряжайтесь европейским колоритом и необычным южным юмором.

Укрощение строптивого (1980)

Самовлюбленный холостяк уже несколько лет живет один в своем доме со служанкой. Кроме нее никаких женщин у себя он видеть не желает. Но одним поздним вечером его идиллию нарушает промокшая до костей, но от того не менее обворожительная дама. Она всячески флиртует с черствым фермером, пытается ему понравиться, но холостяк не покорим. Как же ужиться под одной крышей этой паре с таким своеобразным характером? Этот фильм также входит в рейтинг самых лучших зарубежных комедий за всю историю.

Блеф (1976)

Великолепная комедия с Челентано и Куинном в главной роли. Они познакомились, когда бежали из тюрьмы, но удрать получилось лишь у одного, Куинну пришлось остаться. Чуть позже люди, которые устраивали побег, приказывают Челентано вернуться за ним, после чего эти два обаятельных авантюриста объединились. У Куинна есть прелестная дочурка, с которой эти трое проворачивают аферу века.

Синьор Робинзон (1976)

Переделанная на новый мотив история об отважном Робинзоне Крузо пришлась зрителям по вкусу. Робинзон и его женушка терпят кораблекрушение, и попадают на необитаемый остров. От смерти нашего героя спасает прелестная женщина — Пятница. Как оказывается позже, остров заселен аборигенами, и на эту аборигенку положил глаз местный охотник. Робинзон вступает в состязание за женщину.

Фантоцци (1975)

Уго Фантоцци — примерный семьянин, надежный человек, хороший друг, но работает всего лишь младшим бухгалтером. На работе его никто не замечает, женщины на него не обращают никакого внимания, окружающие даже не помнят, как его зовут. История начинается с того, что на роботу звонит его жена, чтобы узнать, почему муж не появляется дома уже 17 дней. Но пропажу на работе даже никто не заметил.

Вкусный рецепт!  Как лучше приготовить рис

Борцы с преступностью (1977)

Два друга уже который раз остаются ни с чем после очередной попытки найти работу. В отчаянии они принимают решение ограбить машину инкассаторов, которые приехали за выручкой, но заходят не в ту дверь. За дверями оказывается полицейский участок, где в это время ведется набор добровольцев. Сбылась мечта приятелей – они нашли работу. Теперь они стражи порядка.

Меня зовут троица (1970)

Это великолепная комедия времен, когда в Советском Союзе начали появляться видеопроигрыватели. Фильм про приключения красавчика Троицы, который виртуозно стрелял из револьвера и огромного верзилы Бамбино, который предпочел бы дать своей огромной ручищей по голове. Позже многие сцены попали в известную комедию «Человек с бульвара Капуцинов».

Бархатные ручки (1979)

Гвидо Квиллер — обычный инженер, который однажды разбогател на продаже бронированных стекол для ювелирных магазинов. Этим он сильно разозлил все страховые компании и воров. И вот пытаясь догнать свою возлюбленную, чтобы вернуть ей забытую сумочку, у его мопеда отказывают тормоза, и он врезается в фонтан. Едущая сзади машина с семьей воров думает, что Квиллер — жулик, который украл сумочку. После того, как они не нашли у него при себе документов, забирают его к себе. В этой семье Квиллер прикидывается бедным воришкой, чтобы завоевать сердце чудесной воровки. Но не успевает он и глазом моргнуть, как она его разоблачила.

Орел или решка (1978)

Лейтенант Джонни Фирпо лишается победы из-за поломки мотора своего скутера, которую подстроила всем уже изрядно надоевшая, спортивная мафия. После такого фиаско терпение у командования военно-морских сил лопнуло, и они отправляют Джонни разобраться с мафией. Помогать ему в этом будет его братец Чарли.

Пуля для генерала (1966)

Это история про молодого американца, приехавшего в залитую кровью Мексику, чтобы разбогатеть. В это время в Мексике идет жестокая война, где одни воюют против власти, вторые за нее, а третьи грабят и воруют. И вот наш герой попадает в банду, занимающуюся продажей оружием, и быстро завоевывает здесь авторитет и восхищение. Вот только не понятно одно – зачем ему талисман в виде патрона с отлитой из чистого золота пулей?

Меня все еще зовут троица (1971)

Умирающий отец просит братьев, чтобы они стали плохими парнями и всегда заботились друг о друге. Братья выполняют последнюю волю отца и вступают в банду торговцев оружием. Но торговцы не доверяют Троице и Бамбино, и хотят их убить. Но тем временем братья понимают, что есть неплохая возможность разбогатеть, получив 50 миллионов долларов.

Суперограбление в Милане (1964)

Адриано Челентано здесь выступает главарем банды, которая самым наглым образом совершает ограбление на сумму более миллиона лир. Главарь и его банда успешно уходят от полиции, которая окружила здание, на заранее приготовленном вертолете. Но совсем скоро все бандиты, переодетые в священников, были пойманы.

Фантоцци против всех (1980)

Возвращение легендарного Уго Фантоцци, скромного бухгалтера с семнадцатилетним стажем. У Уго есть несколько правил: первое – не переходить дорогу своему шефу, второе – не изменять своей жене, третье – ни за что не нарушать первые два правила. Но однажды Фантоцци встретил на роботе прекрасную девушку. Он вовсе не собирался идти вопреки своим правилам, он просто пригласил ее на свидание, но как оказалось – это жена его начальника.

Развод по-итальянски (1961)

Фердинандо уже очень долго женат на Росалии, но в тайне не переносит ее на дух. Однажды он встретил чудесную кузину Анжелику и влюбился в нее по уши. Даже после этой встречи у Фердинандо не появилось теплых чувств к своей супруге. Он придумал план, как избавиться от нее, и в итоге убил ее, ссылаясь на то, что застал ее с любовником. Через несколько лет Фердинандо выходит на свободу и женится на Анжелике. Но он еще не знает, какой сюрприз приготовила для него молодая супруга.

Второй трагический Фантоцци (1976)

И снова к нам возвращается скромный бухгалтер-неудачник Уго Фантоцци. В этом фильме нас ждет еще больше неудач, обломов и казусов от нашего героя. В этот раз Уго посчастливилось стать победителем в лотерее и получить право сопровождать своего босса в Монте-Карло. Приключения Фантоцци на охоте, неудача в старинном замке и провал на обсуждении творения Эйзенштейна заставят зрителя вдоволь насмеяться.

История любви и ножей (1971)

Авторитет среди бандитов Нино, который держал в страхе весь квартал, возвращается из римской тюрьмы. Но до него доходит слушок, что какой-то мясник по имени Агусто ухаживает за его возлюбленной, милашкой Розой. Такой дерзости Нино простить не может.

Отвратительные, грязные, злые (1976)

В Риме, в старом бараке, живет семья Маццателла. Джачинто, глава семьи, не всегда помнит, кто есть кто. Он не помнит, кто чей сын, внук или племянник. Зарабатывают в этой семье по-разному: кто-то ворует, кто-то подрабатывает за гроши, кто-то стоит на панели.

Не промахнись, Ассунта! (1968)

Ассунта Патане — обычная сицилийская девушка. Как-то раз ей приходилось встречаться с господином Винченцо, который обесчестил ее и бросил. И вот она убегает из своей деревни с целью отомстить подонку. С собой у нее только один пистолет и непреодолимое желание возмездия. Как же в дальнейшем сложится судьба молодой мстительницы?

Признание комиссара полиции (1972)

Это история про коррупционную и в целом криминальную Италию. Полицейский комиссар и новобранец, заместитель прокурора, ведут дело об убийстве. Они еще не знают, что это дело разведет их по совершенно разные стороны закона. Кто же все-таки переступит через него — бывалый коп или же защитник Фемиды?

Это были лучшие старые итальянские фильмы 60 — 80 годов. Список всегда можете дополнить в комментариях, если знаете подходящее кино. 😉

Содержание

История [ править | править код ]

Раннее кино [ править | править код ]

21 апреля 1895 года в Турине публике показан кинетоскоп Эдисона, который стал первым кинематографическим аппаратом на территории Италии. Вскоре последовал приход «Синематографа» братьев Люмьер, открытого в Риме 12 марта 1896 года. За ними появились хронофотограф Жоржа Демени, театрограф Уильяма Поля и витаскоп Эдисона. Итальянское изобретение, «Кинетограф Альберини» не получило развития из-за отсутствия финансирования и производственных возможностей.

Среди фильмов, сделанных итальянскими пионерами-операторами, как правило, либо работавшими в компании Люмьер, либо снимавшими на самодельную камеру, были спортивные новости, церемонии, памятники и панорамы. В Милане были отсняты «Ванны Дианы» (итал. Bagni di Diana ), «Пожарная бригада» (итал. I pompieri ), «Прибытие поезда на Миланский вокзал» (итал. Arrivo del treno nella stazione di Milano ) и другие плёнки. К 1897 году эра Люмьер во многом завершилась в пользу водевильных театров, кафе-концертов и ярмарок, проходивших в северных городах Италии. Продолжая традиции передвижных выступлений XVIII века, зрителям показывали мир через популярные снимки, «волшебные фонари», панорамы, диорамы, стереографические фото и объясняли в комментариях их смысл. Ярмарочный период отмечен доминированием французских фирм «Pathé-Frères», «Gaumont» и компании Жоржа Мельеса. Тогда же фильмы приобрели большую продолжительность, а театральные сети — международное управление.

Первым художественным фильмом стал фильм режиссёра Филотео Альберини «Взятие Рима» (итал. La presa di Roma ), снятый в 1905 году.

В период с 1904 по 1907 год построились первые кинотеатры, привлекающие широкие массы — рабочий класс и женщин; в Риме и Турине основывались кинофабрики. С 1905 по 1910 год, из-за отсутствия какой бы то ни было централизации, производство осуществлялось в 500 студиях.

Вкусный рецепт!  Рецепты с кокосом десерты

Авангардные направления литературы — веризм и футуризм опробовали новый вид искусства. Футуристы искали в кино источник вдохновения для поэзии, театра, живописи и фотографии и находили его автономным искусством, формально антиреалистическим, динамичным, обладающим большой визуальной силой. Известный критик Ричотто Канудо опубликовал эссе по теории кино «Триумф кинематографа» (1908), а затем «Манифест седьмого искусства» (1911). Среди авангардного кино выделяются «Хроматическая музыка» (итал. Musica cromatica , 1912) и «Футуристическая жизнь» (итал. Vita futurista , 1916).

С 1908 года в моду входят исторические фильмы об Античности, Ренессансе и Рисорджименто, как, например, — «Последние дни Помпеи» (итал. Gli ultimi giorni di Pompei , 1908) и «Нерон» (итал. Nerone , 1909), а также сюжеты основанные на французских и итальянских романах XIX века. Многие французские режиссёры переезжают работать в Италию. Под влиянием французских травелогов появляются итальянские.

Следующим этапом становятся комические серии, в которых снимается немало бывших клоунов и акробатов.

В период с 1909 по 1910 год главные итальянские компании (Cines, Film d’arte italiana, Ambrosio, Itala, Pasquali и Milano) еженедельно объявляли о своих новинках. Их кинофильмы продавались по всей Европе и в США.

Дальнейшее время в развитии итальянского кинематографа рассматривается как «золотой век». С 1911 года до Первой мировой войны произошли революционные изменения в самих киностудиях и в способе показа фильмов. Были построены кинопаласы на 1000—1500 мест, кинематограф нацелился на средний класс. В киноиндустрию пришли финансисты, адвокаты и аристократия. Фильм перестал быть чисто коммерческим делом и превратился в культурное явление. Международного успеха достигли художественные картины 1911 года: «Инферно» (итал. L’inferno ), «Освобождённый Иерусалим» (итал. La Gerusalemme liberata ) и «Падение Трои» (итал. La caduta di Troia ). Длительность фильмов и их качество («Quo vadis?», «Кабирия») поставили Италию на одну ступень с законодателями индустрии — Францией и Данией. Гегемония американского кино приходит в Европу во время Первой мировой войны в 1916 году [1] .

В 1914 году государство ввело цензуру и различные налоги для кинопромышленности.

Конкуренция со стороны американских кинопроизводителей и организационно-финансовые неудачи привели к постепенному сокращению кинопроизводства в Италии. Если в 1920 году снималось около 220 фильмов, то в 1921—100, в 1922 — 50, а к 1928 году — порядка десяти. Приход фашистов к власти в 1922 году поначалу никак не изменил эту тенденцию. Провозглашённая государством автаркия не привела к уменьшению показа иностранного кино [2] .

Период фашизма [ править | править код ]

Придя к власти, Бенито Муссолини объявил кино «самым сильным оружием государства». Однако, в отличие от немецкого нацизма, идеология захватила кино не полностью. Благодаря министру культуры Луиджи Фредди кинопроизводство пользовалось значительной автономией, а цензура практически ограничивалась документальными и образовательными лентами. В 1923 году появился Институт кинообразования Istituto Luce (итал.) русск. , в задачи которого входило в первую очередь производство новостей, восхваляющих лидера, прогресс Италии, рост промышленности и урожай пшеницы. К идеологической хронике относятся «Муссолиния», «В свете Рима» (итал. Nella luce di Roma ). Независимое кино продолжило прерванные войной традиции в картинах «Сирано де Бержерак» (1924) и «Мачисте в аду» (итал. Maciste all’inferno , 1926), которые однако не достигли ожидаемого успеха. Крупнейший фашистский фильм «Солнце» (итал. Sole , 1929) режиссёра Алессандро Блазетти получил признание критики, но зрителей собрал мало. В основе как этого, так и других фильмов данного периода лежало воспевание простой фермерской жизни и критика капитализма, основанного на займах у землевладельцев [3] .

Крупной фигурой 30-х годов был владелец кинокомпании «Pittaluga Cine», промышленник Стефано Питталуга, который продюсировал 90% всех фильмов. Он способствовал введению протекционистских мер на кинорынке, принятых в 1933 году против доминирования американского кино. Годом ранее открылся первый Венецианский кинофестиваль. Государство, в лице министра культуры Луиджи Фредди, осуществляло поддержку фильмов, не противоречащих государственной идеологии, и способствовало развитию эскапистского киножанра. C 1936 года началось кино белых телефонов или сентиментальных историй со счастливым концом. Был основан Экспериментальный киноцентр, стали выходить журналы о кино: «Bianco e Nero», «Cinema». К концу 30-х годов во всех кинотеатрах Италии был введён звук. Первым итальянским звуковым фильмом стала «Песня любви», (1930) Дженаро Ригелли. В 1937 году основана студия «Чинечитта», оплот кинопромышленности Италии. В эти же годы создано множество комедий, включая диалектные.

Наиболее известны фильмы 30-х «1860», «Стол бедных» (реж. Алессандро Блазетти); «Что за подлецы мужчины», «Синьор Макс», «Треугольная шляпа», (реж. Марио Камерини); «Красный паспорт», «Под южным крестом» (реж. Гвидо Бриньоне). В начале второй мировой войны кино приобрело новые темы, вдохновлённые театром Новеченто и частично литературой американского реализма. Фактически это кино подготовило почву для послевоенного неореализма. Кроме Блазетти с его «La cena delle beffe (итал.) русск. », Де Сика режиссирует фильм «Дети смотрят на нас»; делает первые шаги Антониони; Сольдати снимает картину «Malombra (итал.) русск. », а Висконти — «Одержимость», которая значительно контрастировала с фашистскими лентами. [4] В месяцы правления Республики Сало производство находилось под немецкой цензурой. Ещё одним направлением кино с 1935 года была тема победных вторжений в Африку. [3]

Неореализм [ править | править код ]

Течение «нового реализма», возникшее в послевоенный период с 1945 по начало 1950-х годов [5] , ставило задачу культурного и социального обновления, и наряду с Французской новой волной оказало сильное влияние на развитие кинематографа всего XX века. В 1949 году появляется Национальный киноархив (итал. Cineteca Nazionale ) [6] .

Эстетические принципы неореализма изложил кинотеоретик Дзаваттини в «Некоторых мыслях о кино» (1951) и других работах. Вслед пришёл период «розового неореализма» («Дон Камилло», «Хлеб, любовь и фантазия», «Красивые, но бедные») [7] , отчасти вызванный сменой политического климата. Он всё больше склоняется к легкому жанру (как в комедиях Марио Моничелли, например, — «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны»), иронии и шутовству. Кино становится более рыночным, хотя и режиссёры не теряют собственного почерка. Благодаря славе в этом жанре, актрисы Джина Лоллобриджида, Сильвана Мангано, Сильвана Пампанини и Софи Лорен дали рождение итальянской системе звёзд, отличной от Голливуда [8] .

Наследие неореализма начало развиваться в двух направлениях: в «комедии по-итальянски» и в авторском кино, представленном двумя поколениями режиссёров [9] . В отличие от учителей первого поколения (Висконти, Де Сика, Антониони, Феллини), работы второй волны более идеологизированы («Перед революцией», «Вакантное место», «Евангелие от Матфея», «Китай рядом», «Ночной портье», «Отец-хозяин», «Семь красоток») [10] .

1960-е годы [ править | править код ]

К началу 60-х итальянские картины, благодаря снижению импорта из США, увеличили свою долю на рынке и стали выходить в международный прокат. Среди них были фильмы ужасов — так называемые джалло («Девушка, которая слишком много знала»), комедии («Развод по-итальянски») и мифологические эпопеи — пеплумы («Подвиги Геракла»), многие из фильмов были совместного производства («Генерал делла Ровере» реж. Роберто Росселлини). В 1962 году Дино Де Лаурентис выстроил несколько студий недалеко от Рима. Италия стала самой крупной киноплощадкой в Западной Европе.

Наиболее заметные режиссёры, пришедшие к новому десятилетию, — Феллини («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной»), Антониони («Приключение») и Висконти («Рокко и его братья») [11] , однако расширение кинопроизводства открыло новые имена. Неореализм принимается молодыми левыми для социальной критики в кино: («Умберто Д.», «Кулаки в кармане»). Драматические перемены, связанные с индустриализацией и переездом фермеров в город, особенно на севере Италии, отразились в картине «Время остановилось» реж. Эрманно Ольми [12] . Жанр «Синема верите» находит воплощение в фильмах «Битва за Алжир» и в дебютных картинах Пазолини («Аккатоне», «Мама Рома»), где режиссёр смешивает площадной язык и музыку Баха [13] . Затрагиваются новые темы, исчезают прежние табу: тема Итальянского Сопротивления («Великая война», 1959; «Товарищи», 1963, реж. Марио Моничелли), темы мафии и спекуляции («Сальваторе Джулиано», 1962; «Руки над городом», 1963, реж. Франческо Рози). Студенческие волнения 1968 года в Европе и последующая «горячая осень» итальянских профсоюзов отразились на кинематографе. В него пришли политика и дебаты («Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» реж. Элио Петри; «Сакко и Ванцетти» реж. Джулиано Монтальдо) [11] . Начали свою творческую биографию лидеры «бунтарского кино» (или «кино контестации») Марко Беллоккьо и Сальваторе Сампери. В их фильмах главную роль часто исполнял актёр Лу Кастель, активный участник леворадикального движения.

Вкусный рецепт!  Зразы из индейки с яйцом и луком

Итальянское кино 1960-х связано с именем режиссёра Серджо Леоне и появлением жанра спагетти-вестерна, который продолжил традиции американских вестернов, достигших особого колорита в «Долларовой трилогии», благодаря актёру Клинту Иствуду и композитору Эннио Морриконе [14] . Другие режиссёры жанра — Серджио Соллима и Серджио Корбуччи.

1970-е годы [ править | править код ]

Начиная с 1969 года в Италии начался период известный как «Свинцовые времена» (итал. Anni di piombo ), длившийся до начала 1980-х. Возник связанный с терроризмом жанр полицейских фильмов (итал. poliziesco ). В этом жанре были сняты картины «Отдел исполнения наказаний» (1972); «Сиятельные трупы» (1976); отчасти он проявился в комедиях по-итальянски: «Кусай и беги» (1973); «Хотим полковников» (1973); «Дорогой Микеле» (1976) и др. [15] .

Культовый статус обретают комедии «Мои друзья» (1975) и «Мелкий-мелкий буржуа» (1977). В 1974 году Феллини снимает оскароносный «Амаркорд», а через год — «Казанова», Антониони приглашает для обсуждения социальных перемен в свои фильмы иностранных актёров («Забриски-пойнт», «Профессия: репортёр»). Киноработы Пазолини отмечены борьбой с конформизмом и консьюмеризмом. Среди них «Декамерон» (1971), который интерпретируется как attore feticcio (итал.) русск. за постоянный режиссёрский выбор актёрского состава (Франко Читти и Нинетто Даволи), а также скандальный фильм «Сало, или 120 дней Содома» (1975), вызвавший споры и цензурные ограничения. Громкого успеха достигли картины «Последнее танго в Париже» Бертолуччи (1972) и «Двадцатый век» (1976). Взявший Золотую пальмовую ветвь фильм «Рабочий класс идёт в рай» Элио Петри затрагивает «трудные» темы полицейской и судебной систем и развивает широкое направление «социального кино» (итал. film impegnati ). Режиссёр Дино Ризи раскрывает народные пороки через комедии («Именем итальянского народа», 1971) и психологические драмы («Запах женщины», 1974), («Потерянная душа», 1976), в которых блистает актёр Витторио Гассман. Роли Уго Тоньяцци наиболее выразительны в комедиях по-итальянски. Грубый гротеск не обходит кинематограф в фильме Этторе Скола («Отвратительные, грязные, злые», 1976). Затем режиссёр выпускает «Необычный день» (1977), собравший множество призов и номинаций, где главные роли сыграли Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. Самыми успешными фильмами ужасов стали «Птица с хрустальным оперением» (1970) и «Кроваво-красное» (1975) режиссёра Дарио Ардженто [17] . Успехом у публики пользовались джалло Франческо Барилли «Аромат дамы в чёрном» (1974) и «Пансионат страха» (1977).

В 1970-е годы кинопроизводители работали в основном на экспорт. Существовало два своеобразных способа создания фильмов: при первом способе продюсеры заказывали сценаристам так называемые «treatments» (небольшие заявки на сценарий с описанием общего сюжета). По получении сценариев отбирали самые, на их взгляд, стоящие и интересные, а затем поручали художникам нарисовать плакаты по мотивам полученного сценария. Далее продюсеры съезжались на ежегодный международный кинорынок MIFED, который проходил в Милане. С помощью нарисованных плакатов продюсеры пытались продать пока ещё не снятые фильмы. В случае заинтересованности покупателя продюсер сообщал о том, что фильм находится в процессе съёмок и просил предоставления определённой предоплаты, получив которую, продюсер заказывал у сценариста полноценный сценарий на соответствующий treatment. Подобным образом ставилось более половины сценариев в Италии [18] .

Другой способ был более прост — сценарист писал по собственной инициативе, после написания сценария он отправлял его различным продюсерам в надежде, что те заинтересуются им и купят.

Период спада 1980 — 1990-х годов [ править | править код ]

К середине восьмидесятых кинопроизводство сократилось до 90 фильмов в год, а распространение массового телевидения, несмотря на финансовую поддержку правительства, привело к закрытию кинотеатров [19] . В частности в 1985 году работало почти 5000 кинотеатров, в 1998 году их число сократилось до 2600. Доля рынка итальянского кино в Италии в середине 1970-х составляла 60%, но к 1993 году она упала до 13%. Часть режиссёров, актёров, техников, гримёров и операторов эмигрировали из страны [20] . Начался затяжной спад кинематографа, продолжавшийся до начала века [21] . На этом фоне Феллини снял последний фильм «Голос луны» (1990), Бертолуччи переключился на международные проекты, братья Тавиани продолжают историко-идеологическое кинопроизводство, Этторе Скола снимает картину «Семья» (1986), Пупи Авати выделяется комедиями: «Школьная прогулка» (1983) и «Рождественский подарок» (1986) [19] .

В 1983 году вышел первый фильм в жанре cine-panettone (итал.) русск. или рождественских фильмов («Аромат моря»).

Три картины получили премию «Оскар»: «Новый кинотеатр «Парадизо»» (1988) Джузеппе Торнаторе, «Средиземное море» (1991) Габриэле Сальватореса и «Жизнь прекрасна» (1997) Роберто Бениньи. Последний фильм также отмечен на Каннском фестивале, где успеха кроме него достигли «Похититель детей» (1992, реж. Джанни Амелио) и «Дорогой дневник» (1993, реж. Нанни Моретти). В Венеции завоевала приз картина «Так они смеялись» (1998, Джанни Амелио). Множество призов завоевала совместная картина «Почтальон» (1994, реж. Майкл Рэдфорд). Несмотря на фестивальные успехи, только 14% итальянских фильмов были коммерчески оправданы, большинство картин вообще не подвергалось дистрибуции, либо показывалось лишь в десятке городов [20] .

Девяностые годы отмечены выходом первых фильмов о мигрантах и мультикультурализме, темы которые поднимают режиссёры в последующие два десятилетия. Среди них дебютная лента Микеле Плачидо «Pummarò» (1990); «Ламерика» (1994, реж. Джанни Амелио); «L’articolo due» (1994, реж. Маурицио Заккаро); «Terra di mezzo» (1996), «Гости» (1998) реж. Маттео Гарроне); «Vesna va veloce» (1997, реж. Карло Мадзакурати); «Осаждённые» (1998, реж. Бернардо Бертолуччи) [22] .

Жанр комедии приобрёл к концу 1990-х черты «кабаре», свойственные успешным телепроектам, и проявился в картинах, хотя и несколько страдающих от схематизма: «Трое мужчин и нога» (1997) и «Такова жизнь» (итал. Così è la vita , 1998), снятых комической тройкой Aldo, Giovanni & Giacomo ( итал. ) [23] .

В 1996 году основана школа кино, известная как «Институт Феллини» [24] .

XXI век [ править | править код ]

С конца девяностых до 2011 года кинематограф переживает значительное оживление. Число кинозрителей увеличилось с 10 до 40 млн в год. Доля национального кинематографа на экранах достигла 37 %, что стало наивысшим показателем в Европе. Государственные ассигнования сократились с 60 до 12 % [25] . Отмечены фестивальными призами ленты «Свет моих очей» (2001, реж. Джузеппе Пиччони), «Комната сына» (2001, реж. Нанни Моретти), «Путешествие под названием любовь» (2002, реж. Микеле Плачидо), «Зверь в сердце» (2005, реж. Кристина Коменчини), [16] «Материк» (реж. Эмануэле Криалезе), «Цезарь должен умереть» (реж. братья Тавиани), «Это был сын» (реж. Даниэле Чипри).

В новом тысячелетии снято большинство самых кассовых итальянских фильмов (см. Список самых кассовых фильмов в Италии). Исторического максимума по сборам среди итальянского кино достиг фильм «Какой прекрасный день» (2011, реж. Дженнаро Нунцианте). Другие кинохиты: «Три придурка и удача» (2000, реж. Альдо, Джакомо и Джованни), «Рождество на Ниле» (2002, реж. Нери Пиаренти), «Добро пожаловать на юг» (2010, реж. Лука Миньеро), «Добро пожаловать на север» (2012, реж. Лука Миньеро).

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin