День народного единства ценности

Это государственный праздник, который был признан только в 2005 году. Этот праздник отмечают теперь 4 ноября всей страной. В школах традиционно проводят открытые уроки, а власти города готовят праздничную программу для жителей. К сожалению, согласно опросам, лишь третья часть населения знает об этой дате. А вот истинное значение, которое было вложено в празднование изначально, сегодня понимают лишь единицы.

История праздника народного единства

Хоть официально этот праздник признали не так давно, своими корнями он уход в далекий 17 век. Праздник Дня народного единства отмечают в знак освобождения от польских интервентов в 1612 году.

Одно из наиболее важных и известных событий истории — народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Им удалось порваться в Китай-город и заставить командования польских интервентов подписать документ о капитуляции. Первым в освобожденный город вошел Дмитрий. В руках у него была икона Казанской Божьей Матери. С тех пор на Руси свято верили, что именно эта икона помогла защитить родные земли от Польского нашествия и сохранить веру в сердцах людей.

Немного позже князь Дмитрий в честь иконы Божьей Матери возвел на свои собственные средства деревянную церковь на Красной Площади. После пожара в Москве от церкви ничего не осталось и на ее месте возвели Казанский Собор из камня. Через несколько лет царь Алексей Михайлович провозгласил 4 ноября днем Казанской Божьей Матери. Этот праздник ежегодно отмечали вплоть до революции 1917 года. Затем про дату стали понемногу забывать аж до наших дней.

Сегодня праздник Дня народного единства приобрел несколько иной характер. Его практически не ассоциируют с церковным. Вместо этого граждане страны отмечают день памяти и благодарности тем, кто в свое время отстаивал страну. С точки зрения церковнослужителей, многие жители страны не понимают саму суть слова "единство". Согласно истории, этот день призван напомнить народу страны о том, что только в единстве могущество, а в могуществе и целостности радость.

День народного единства — цель праздника

В наше время ежегодно жителями страны праздник Дня народного единства принято отмечать в знак победы русской армии над поляками. Это не просто повод устроить светские приемы и еще раз подчеркнуть статус России как великой страны.

Основной идеей стало единство народа. Не зависимо от вероисповедания и национальности, в 1612 году люди смогли объединиться и таким образом отстоять свою свободу. Праздник Дня народного единства олицетворяет уважение к патриотизму и мужеству граждан страны всех поколений, признание и благодарность тем, кто смог отстоять и защитить родину в наиболее темные моменты ее истории.

День народного единства — традиции праздника

В этот день принято проводить разнообразные концерты с участием отечественных знаменитостей, шествия и демонстрации. Нередко в праздник Дня народного единства устраивают благотворительные акции.

В Большом Кремлевском зале устраивают торжественный правительственный прием. На этом приеме награждают всех, кто внес большой вклад в развитие и процветание страны. Ближе к вечеру начинаются гуляния с концертной программой, фейерверками и визуальными шоу. Историю праздника народного единства каждый год рассказывают ученикам школ, чтобы они с самого детства научились ценить и гордиться своей страной, знали ее историю и понимали саму суть празднования. К счастью, этот праздник с каждым годом отмечают все больше людей, и он уже стал достаточно важным для жителей страны.

Что мы празднуем в День народного единства? Если отвечать коротко — преодоление русской смуты. Причем не только Смутного времени начала XVII века, но всех прочих смут и сумятиц, не раз ставивших Россию на грань выживания. Смысл этого праздника — в понимании того, что смутные времена должны остаться в прошлом и что только единство народа способно защитить от их повторения.

История России многократно доказывала: уберечь страну от очередного смутного лихолетья — не самое простое дело. Ведь подлинное народное единство — отнюдь не казарменное единомыслие. Гораздо надежнее, когда людей разных воззрений, наций и вер объединяет ощущение Родины. Когда для всех, независимо от идеологических и эстетических предпочтений, суверенитет, порядок, сильное и справедливое государство, развитие и безопасность своей страны предпочтительнее политических распрей, гиблого болота анархии и пляски под чужую дудку. Увы, не всегда эти ценности осознаются как базовые, и не все готовы их воспринимать в качестве безусловных констант. Между тем каждый раз, когда эти ценности девальвировались, в стране наступала смута.

По Владимиру Далю, смута — это «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Это своего рода социальная эпидемия, лишающая чувства самосохранения и отдельных индивидуумов, и общество в целом. В самом начале XVII века в России признаки этой болезни были налицо. В итоге — десятилетний период гражданской войны, в которой, как во всякой гражданской войне, практически не осталось «чистеньких». Запачкались все: и «слуги государевы», присягавшая то одному, то другому «государю», и простой народ — посадские люди и крестьяне, которые, перекрестившись, взялись за кистень. Упадок морали (а в годы любой смуты понятия чести и совести, как правило, становятся весьма и весьма расплывчатыми), кризис системы управления, начавшаяся иностранная интервенция — все эти несчастья поставили страну на грань гибели.

Сохранит ли страна суверенитет, сбережет ли Московское царство православную веру — вот вопросы, которые стояли тогда на повестке дня. Независимость, вера отцов, мораль, долг, право — именно эти ценности оказались той спасительной соломинкой, при помощи которой русский народ смог найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации раскола и всеобщего противостояния.

Собственно, 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, мы отмечаем именно это — коренной перелом в череде катастрофических событий тех лет. Кстати сказать, традицию почитания этого церковного праздника как символического рубежа в преодолении Смуты завел еще царь Алексей Михайлович. Произошло это в середине XVII века, и в этом смысле наш «самый новый» праздник не так уж и нов…

Вполне возможно, уже тогда — в эпоху «второго Романова» — многим казалось, что преодоление Смуты стало прочной составляющей нашего национального опыта. Так думали лучшие умы нашего Отечества и в более поздние эпохи. Однако, как оказалось, урок не был усвоен.

Вкусный рецепт!  Салат с сельдью и овощами

В ноябре 1916-го рефрен «Что это, глупость или измена?», прозвучавший в стенах тогдашней Государственной думы, эхом отозвался по всей стране. Знаменитая речь лидера самой прогрессивной, как казалось на тот момент, кадетской партии — Павла Милюкова, поставившего под сомнение не только эффективность, но и легитимность действовавшей в то время власти, оказалась отправной точкой нового раскола. Итогом стала самая настоящая революция, которая всего за один год камня на камне не оставила сначала от ненавистного многими прогрессивно мыслящими людьми государства, затем — от самого «просвещенного общества», а потом и от всего российского социума, который был ввергнут в пучину гражданской войны.

Пришедшие к власти в ноябре 1917-го большевики ликвидировали не только ненавистное им государство, они отменили старое право и отжившую, по их мнению, мораль, отняли и поделили имущество «эксплуататорских классов», распустили армию, отменили веру. Однако в результате они остались ни с чем: перед угрозой потери власти им пришлось заново создавать государство, строить новую армию, вводить новую экономическую политику, формировать новую веру, в которой вождь партии одновременно был и главным божеством. А потом оказалось, что и этого мало. И что новое государство не устоит, если не будет развиваться, догоняя ушедших далеко вперед «западных партнеров», готовых при каждом удобном случае проглотить страну. Причем вне зависимости от того, какой политический режим в данный момент осуществляет ее руководство.

Закономерным итогом этого невероятного по напряжению сил и принесенным жертвам перезапуска огромной страны, этого изнуряющего бега наперегонки, сопровождавшегося неизбежным возвращением ощущения Родины и чувства непрерывности ее истории, стала Великая Победа 1945-го. Победа, которая в каком-то смысле знаменовала собой выход из очередной русской смуты. И так уж, видимо, было угодно судьбе, чтобы знаменитый парад на Красной площади, с которого солдаты и офицеры Красной армии шли защищать Москву, состоялся не когда-нибудь, а 7 ноября 1941 года — в день празднования годовщины революции. А ведь именно с этого парада и начались наши победы…

Впрочем, «красная смута» была не последней. В самом конце XX века наша страна вновь провалилась в вязкое болото смутного времени. На новом витке истории всё повторилось: безвластие и разгул «лихих людей», безответственные метания элиты и ее бесплодные надежды на помощь извне. Не будет преувеличением сказать: наша страна до сих пор преодолевает последствия той смуты…

Как мне кажется, смысл этого праздника, установленного в самом начале выхода из пике 1990-х, — как раз в понимании того, что смутные времена наконец-то должны остаться в прошлом. Что пора уже научиться договариваться и действовать сообща в интересах страны. И что только наше единство способно защитить Россию от повторения смутного лихолетья. Ведь сказано же в Евангелии от Матфея: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

Автор — главный редактор журнала «Историк»

Мнение редакции может не совпадать с позицией автора

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века.
  2. Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на примерах героев Народного ополчения 1611-1612 гг.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Экран

Сценарий устного журнала

Вступительное слово учителя

В этом году 4 ноября наша страна во второй раз отмечает День народного единства. Нам нижегородцам этот праздник особенно близок, т.к. связан с освобождением России от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения, созданного по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина. Сегодня мы перелистаем страницы нашего устного журнала, посвященного Дню народного единства и вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва и было положено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, мы начинаем!

Страница 1. “Россия, Русь! Храни себя, храни. ”

Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина – не старится,
Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла.
А взгляни – всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.

И ещё не мало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины.
Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина – останется,
Если мы то чувство сохраним.

Взбегу на холм и упаду в траву
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя.
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов. Видение на холме

Сообщение ученика о Смутном времени.

Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова. Молва обвиняла его в гибели царевича Дмитрия. В 1601 году на Руси разразился голод. Повсеместно вспыхивали голодные бунты, жестоко подавлявшиеся царскими войсками. В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив.

В 1601 г. в Польше объявился человек, именовавший себя “счастливо спасшимся” царевичем Дмитрием. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.

Вкусный рецепт!  Агар агар и желатин сравнение

В августе 1604 г. с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. “Сына” Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско быстро росло. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.

20 июня 1605 г. “царевич” Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен и задушен вместе с матерью. Началось 11-месячное правление Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, “истинный царь” был убит, а на престол “выкрикнули” нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.

Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий П. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он осел лагерем в селе Тушино.

Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Польский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.

17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти “семибояр-щина” заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.

После 20-месячной осады 3 июня 1611 г. пал Смоленск. В начале 1611 г. в Рязани было сформировано ополчение под руководством П. Ляпунова. В него вошли дворяне, посадские люди, казаки южных уездов. Оно двинулось на помощь Москве, где поляки жестоко подавили восстание ее жителей. Начавшиеся разногласия руководителей и убийство казаками Ляпунова привели к распаду ополчения. Оно не оказало существенной поддержки восставшим. Остатки ополчения расположились под Москвой.

Страница 2. “Народное ополчение”

Слайд Текст чтецов
1 1610 год. Страшное время… Смутное время. Россия расколота…
2 Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки “тушинского вора” Лжедмитрия II.
3 В Москве хозяйничают поляки. “Семибоярщина” фактически признала право на русский престол польского королевича Владислава.
4 Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.
5 Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.
6 По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
7 Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.
8 Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” — скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич.
9 20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступаю в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.
10 Столица была в руках ополченцев. Польско-литовский захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.
11 В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной!

Страница 3. Духовный смысл Дня народного единства.

Выступление настоятеля поселкового храма.

Возможен вариант использования картины С. Малиновского

“Нижегородский подвиг. 1611 год”.

Из статьи искусствоведа, доцента, члена Союза художников России Л. И. Помыткиной:

“В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского “Нижегородский подвиг. 1611 год” положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой.

Небесное и земное действа соединились в едином пространстве холста. В вертикальной композиции картины им соответствует два уровня. Вверху… изображены духовные покровители Нижегородского ополчения… На небесном троне сидит Богоматерь Казанская… Священномученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.

В нижней части картины — само легендарное событие, данное в символическом претворении, так что каждая деталь имеет обобщающий смысл. По центру, концентрируя идею единства всего происходящего, показан “вдовствующий престол”. На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мономаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком многозначимом фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо “победный меч” символ не только воинского, но духовного подвига. Трактовка внешнего облика героев не традиционна. Художник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчеркивает их похожесть, духовную близость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от парсун и литографий, автор решает образы Минина и Пожарского в неком обобщении, синтезирующим основную мысль произведения — идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию ее державности.

Вкусный рецепт!  Сколько должен вариться борщ

Слева от Минина находятся нижегородцы, осененные выносным крестом и хоругвями. На одной из них великомученик Георгий Победоносец, духовной мощью побеждающий зло. Здесь же иконы с изображением святителей Московских Петра, Алексия и Ионы — духовных поборников русской государственности. Крестом благословляет народ настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина Савва Евфимьев. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, отдавшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Юный отрок в стихаре со свечой в руках олицетворяет духовное очищение и просветление.

Также на первом плане обозначены два смысловых контраста: драгоценные приношения нижегородцев как символизирующие идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия, раздора, долго не дававшая народу возвысится до общенациональной идеи, и кою попирает сапогом Минин.

Вокруг князя Пожарского, под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, сплотились в молитвенном предстоянии со свечами в руках отрешенные от суетного ополченцы разных сословий и возрастов. Строги и величавы все участники торжественного акта. Орудия духовные и воинские подняты в едином порыве на защиту Веры и Отечества.

Если в целом говорить о содержании произведения, то лейтмотивом его звучит тема духовного праздника. Напоминает о высоком смысле события ритмический повтор алых пятен. Всю колористику картины объединяет златоцвет: в небесном своде, в нимбах, в пелене и облачениях. В традициях древнерусской живописи золото являет собой незаходящий, “невечерний” свет вечности.

Композицию картины завершают слова историка И. Забелина: “Нижегородский подвиг в нашей истории дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное”.

Страница 4. “Спасители Отечества”

"Минин и Пожарский". Худ. М.И. Скотти.

Сообщение ученика о Кузьме Минине

Рекомендуем использовать статью о К. Минине из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Сообщение ученика о Д.М. Пожарском

Рекомендуем использовать статью о Д. Пожарском из “Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия”.

Сообщение ученика о памятниках народному ополчению

Одним из первых памятников Спасителям Отечества стал Казанский собор на Красной площади в Москве. Он был построен на средства князя Д.М. Пожарского в 1618 году. При советской власти разрушен, но сейчас вновь восстановлен.

В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, а котором покоится ныне прах Кузьмы Минина.

В начале XIX века на народные средства скульптором И.П. Мартосом был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Место для него было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве. В Нижнем же был возведен обелиск – меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его “рукояти” были созданы И.П. Мартосом.

4 ноября 2005 года историческая справедливость восторжествовала: памятник Минину и Пожарскому все же открыли в Нижнем Новгороде на площади Народного Единства. Правда, это копия. И она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником.

Своеобразным памятником является и картина В.Е. Маковского “Воззвание Минина к нижегородцам”, хранящаяся в Нижегородском художественном музее.

3 чтец.

(В качестве музыкального сопровождения звучит сюита Г.Свиридова “Время, вперед!”

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.

Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.

У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.

Страница 5. Викторина

Вопросы и ответы на них оформлены в виде презентации.

1. Какой город является родиной К.Минина?

2. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в 1631 году в память ополчения?

А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

3. Через какие города Нижегородское ополчение в 1612 году не проходило?

А. Через Балахну и Кострому
Б. Через Юрьевец и Ярославль
В. Через Владимир и Суздаль

4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

5. Каким званием за “московское очищение” был удостоен К. Минин?

А. Боярина
Б. Стольника
В. Думного дворянина
Г. Великого князя Нижегородского

6. Сколько памятников Минину и Пожарскому существует в Нижнем Новгороде?

7. Кто автор рельефов Минина и Пожарского на обелиске-мече в Нижегородском кремле?

Заключительное слово учителя

В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны.

И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу врагов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание – основа нашего бытия и одна из главных идей наступающего праздника. Творите добро, и мы придем к духовному оздоровлению всего общества!

Список литературы

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (3 CD). – М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2006.
  2. Помыткина Л.И., Нижегородскому ополчению посвящается// Нижегородский альманах: Выпуск II/ Отв. Редактор В.П. Макарихин. Нижний Новгород, 1997, с.92.
  3. Рубцов Н., Тихая моя родина… — М.: Дет. лит., 2005.
  4. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия: (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). М.: ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004.
  5. Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin