С кем погибла принцесса диана

За похоронами принцессы Дианы в прямом эфире следили 2,6 миллиарда человек.

Леди Ди: прощание

На улицы Лондона в день прощания вышли более миллиона горожан. Британские специалисты в области безопасности высказали мнение, что смерть принцессы Уэльской могла быть не трагической случайностью, а спланированным убийством. Странные обстоятельства автокатастрофы породили несколько версий гибели «Леди Ди».

31 августа в 00:27 машина, в которой находилась Диана, врезалась в опору моста над туннелем Альма в Париже. Ее друг — сын египетского миллиардера Доди аль-Файед — и водитель Анри Поль скончались на месте. Диана умерла несколькими часами позже в больнице. Как выяснило следствие, уровень алкоголя в крови водителя превышал норму в три раза. В живых остался телохранитель, он перенес несколько сложных операций. Мужчина не смог дать показания из-за потери памяти.

Украденный «Мерседес»

В 2017-м был опубликован отчет об автомобиле, на котором ехала Диана. Выяснилось, что за два года до трагических событий «Мерседес» несколько раз попадал в серьезные аварии. Машина была повреждена настолько, что не подлежала восстановлению, и ее собирались списать на металлолом. Вместо утилизации «Мерседес» все-таки отремонтировали, используя запчасти от других автомобилей. Позже он перешел в собственность компании, занимающейся перевозкой постояльцев отеля Ritz. Имеются сведения о том, что автомобиль угнали, и он был найден спустя несколько месяцев на обочине трассы. Прежние водители «Мерседеса» утверждали, что машина «странно себя вела» и плохо держала дорогу.

Исчезнувший «Фиат»

В одной из версий ДТП фигурировал автомобиль «Фиат». Полиция обнаружила рядом с «Мерседесем» осколки модели «Уно». Очевидцы рассказали полиции, что этот автомобиль выехал из туннеля через несколько секунд после аварии. Правоохранительные органы располагали информацией о годе выпуска и характеристиках авто (в тоннеле были обнаружены осколки заднего фонаря). Обнаружить «Фиат» не удалось — машина с водителем будто испарилась.

По другой версии, осколки «Фиата» оказались на месте аварии не случайно. Якобы их подбросили те, кто заранее готовил убийство Дианы, а водителя «Мерседеса» ослепили лазером.

Ремни безопасности

В 2007 году бывший комиссар Скотланд-Ярда опубликовал доклад, в котором отмечал, что в момент аварии пассажиры, включая принцессу Диану, не были пристегнуты ремнями безопасности. Друзья Дианы отметили, что это поведение для нее не характерно — она пристегивалась в каждой поездке. Разнятся и показания о ее состоянии после аварии — фотограф отмечал кровотечение из носа, тогда как прибывший на место происшествия врач не увидел телесных повреждений. Эти слова повторил и сотрудник аварийно-спасательной службы Шавьер Гурмелон. «Я видел небольшую травму на правом плече Дианы, но крови или других видимых телесных повреждений не было. Я был уверен, что она выживет», — рассказал Гурмелон «The Independent» в день 20-й годовщины со дня гибели «Леди Ди».

Гостиница «Ritz»

Версии спланированного убийства придерживался Алан Макгрегор, эксперт в области безопасности. Мужчина был недоволен мерами безопасности в парижской гостинице, где останавливалась Диана с Доди аль-Файедом. Макгрегор также обратил внимание на тот факт, что гостей вез шофер, работавший при отеле (первоначально предполагалось, что за руль сядет телохранитель аль-Файеда). В нарушение всех правил безопасности машину пригнали с парковки у гостиницы, сюда мог попасть любой желающий.

Смерть Джеймса Андансона

Джеймса Андансона, одного из наиболее востребованных фотографов Парижа, видели в тоннеле после ДТП. Тем же утром он вылетел на остров Корсика. Позже Андансон был найден в сгоревшем автомобиле. Отец аль-Файеда был убежден, что убийство спланировали британские спецслужбы, а папарацци был завербован в качестве агента задолго до гибели принцессы Дианы. Причиной убийства, считал Файед, стала беременность Дианы.

Принцессу Уэльскую похоронили 6 сентября в семейном поместье Спенсеров. О ее жизни рассказывают несколько документальных фильмов.

Двадцать лет назад погибла принцесса Диана. Сегодня миллионы людей вспоминают ее как королеву сердец и икону стиля. Но не утихают и разговоры о возможных причинах гибели Дианы. Несколько лет назад опубликовал результаты расследования трагедии. Водитель машины, в которой ехала принцесса, был пьян и не справился с управлением, пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности. Многие с официальной версией не согласны.

Камера видеонаблюдения, установленная в лифте отеля Ritz, в день трагедии запечатлела Диану и ее возлюбленного Доди . Это последняя съемка, где они живы. Папарацци знали, что леди Ди остановилась Ritz, и дежурили у дверей гостиницы. Также они знали, что пара собиралась поехать в парижскую квартиру Доди , расположенную недалеко от Триумфальной арки. И именно в этот момент Диана лично приняла решение покинуть отель не через главный вход на Вандомской площади.

С этого момента начинается целый виток странностей и нестыковок, которые уже 20 лет мешают разобраться в причинах и следствиях той роковой поездки. Изначально за руль автомобиля должен был сесть Кен Уингфилд, личный телохранитель Доди , но по непонятным причинам он вообще остается в отеле Ritz, а машиной управлял Анри Поль, начальник службы безопасности отеля, в котором влюбленные провели вместе последний вечер жизни. Помимо Дианы и , в Mercedes ехал Тревор Рис Джонс, личный охранник Дианы.

Вкусный рецепт!  Как посолить капусту в кадке

Через улицу Камбон и площадь Согласия автомобиль несся по улицам. Справа, слева, сзади и спереди кружили папарацци. На въезде в туннель Альма Анри Поль, который вел машину со скоростью 160 километров в час, неожиданно увидел припаркованный автомобиль, сделал маневр, не справился с управлением и врезался в колонну туннеля. Снятые на месте трагедии кадры искореженного Mercedes облетели весь мир.

Водитель Анри Поль, у которого уровень алкоголя в крови, как выяснится позже, превышал допустимые нормы в 3 раза, и Доди погибли на месте. Принцессу доставили в военный госпиталь, где спустя несколько часов она скончалась, не приходя в сознание. Охранник Тревор , получивший многочисленные травмы, выжил, перенес несколько сложнейший операций, но даже во время допроса через несколько лет не смог дать никаких показаний. Он потерял память.

Вот уже 20 лет главный спор всех заинтересованных сторон: это был несчастный случай или принцесса Уэльская была убита? Все эти годы шли допросы, следственные эксперименты, суды, собирались бесконечные свидетельские показания, публиковались интервью и мемуары. Для Кена Уорфа, одного из телохранителей Дианы, то, что произошло в туннеле Альма, — убийство.

Водителя Анри Поля уже назвали агентом и считали виновником трагедии, пока не выяснилось, что французская полиция просто перепутала пробирки с кровью. Теперь вообще неочевидно, что водитель Mercedes был пьян. Как выяснил обозреватель НТВ Вадим Глускер, Fiat Punto белого цвета, который в момент трагедии и находился в туннеле Альма и заставил Анри Поля совершить роковой маневр, после трагедии исчез. Его больше никогда не видел или не искал. Мухамед Аль Файед, отец погибшего Доди , все эти годы ведет собственное расследование и также убежден, что это политическое убийство.

Мухаммед , отец Доди : «Я верю, что справедливость восторжествует. Ведь присяжные, которым надо будет вынести вердикт по этому делу, — обычные люди. Я уверен, что принцесса Диана и мой сын были убиты. И стоит за этим королевская семья».

Мохаммед называет отношение королевской семьи к своему сыну Доди расизмом и ханжеством. По его словам, они не хотели даже представлять, что выходец из Египта, к тому же мусульманин, может стать своего рода отчимом для наследников престола, не говоря уже о том, что у принцев мог бы появиться приемные брат или сестра. Именно возможную беременность Дианы называют еще одной причиной ее гибели. Виндзоры якобы не могли допустить такого и привлекли к делу спецслужбы.

Но все эти теории заговора так и остались теориями. К суду в результате привлекли только папарацци, которые не только не оказали Диане никакой помощи, но и делали свои страшные кадры после трагедии и продали их потом за миллионы долларов.

Памятник, символизирующий дружбу, появился в Париже в 1987 году. Факел — точная копия того, который украшает статую Свободу в . К Диане он не имеет никакого отношения. Стечение обстоятельств: памятник стоял на мосту Альма, катастрофа случилась в туннеле.

Все эти 20 лет власти Парижа обещали поставить монумент леди Ди или увековечить ее память в виде мемориальной доски, потом собрались один из скверов назвать ее именем. В результате факел остается единственным мемориалом, напоминающем о принцессе Уэльской в Париже.

Смерть принцессы Дианы глазами судмедэксперта

С точки зрения судмедэксперта, тело человека — безмолвный свидетель случившейся смерти, оно никогда не врет. Остается только эту правду отыскать. Ричард Шеперд был вовлечен в самые громкие дела последнего 20-летия (смерть принцессы Дианы, теракты 11 сентября 2001 года в США), но часто и менее известные случаи оказывались самыми интригующими. Свой опыт Ричард Шеперд описал в книге «Неестественные причины. Записки судмедэксперта». На днях книга выходит на русском языке в издательстве «Бомбора». С разрешения издательства «Лента.ру» публикует фрагмент текста, посвященный поискам причины смерти принцессы Дианы и Доди аль-Файеда.

Я не был дежурным судмедэкспертом по вызову в выходные 31 августа 1997 года: им оказался мой коллега в больнице Сент-Джордж Роб Чапмэн. Ранним утром в тот день Диана, принцесса Уэльская, и Доди аль-Файед погибли в результате дорожно-транспортного происшествия в парижском туннеле — он на месте происшествия, а она в больнице после проведенной операции. Их тела были доставлены на авиабазу Нортхолт в тот же день, и на тот момент коронер Западного Лондона Джон Бертон, который оказался также коронером королевского двора, взял их под свою ответственность. В тот вечер в окружении высокопоставленных полицейских чинов, сотрудников полиции по работе с вещественными доказательствами, ответственного лица по работам на месте преступления, коронера, полицейских фотографов и работников морга, в то время как другие полицейские сдерживали людей на улице, Роб провел вскрытия в Фулеме. Оба умерли от ранений, полученных в результате аварии.

Вопросы, связанные с этими двумя смертями, так никуда и не делись. С целью сдержать неизбежный поток теорий заговора в 2004 году было открыто полицейское расследование. Расследование возглавил сэр Джон Стивенс, тогда старший комиссар лондонской полиции, а впоследствии лорд-судья Стивенс, и он должен был установить, была ли смерть жертв случайной. Новоиспеченный коронер королевского двора Майкл Берджесс предложил мне выступить в роли судебно-медицинского эксперта в рамках этого расследования. Разумеется, оба тела были давно похоронены, так что мне предстояло пересмотреть доказательства, полученные моими коллегами в 1997-м.

Как широко известно, было множество домыслов по поводу причины аварии, однако я не думаю, что были какие-либо сомнения по поводу того факта, что Доди и Диана покинули через черный ход отель «Ритц» в принадлежавшем отелю «Мерседесе» под управлением Генри Пола и, стремительно проезжая по Парижу, уходя от преследования фотографов, их машина врезалась в 13-ю бетонную колонну в туннеле Альма на скорости более 100 км/ч.

Вкусный рецепт!  Гранатовый сок с орехами турецкая сладость

При резком торможении машины на такой скорости тела не пристегнутых ремнями безопасности людей не останавливаются вместе с ней. Они продолжают двигаться вперед, бьются о ветровое стекло и приборную панель либо о сидящих перед ними людей. Диана и Доди, находившиеся на заднем сиденье, не были пристегнуты. Не был пристегнут и водитель. Он ударился о руль, а полученные им травмы указывали, что доли секунды спустя его также ударил сзади Доди, который был весьма крупного телосложения и по-прежнему продолжал двигаться со скоростью более 100 км/ч. Генри Пол стал для Доди своего рода подушкой безопасности и мгновенно умер. Та же участь постигла и Доди.

Охранник Доди, Тревор Рис-Джонс, сидел справа от водителя, перед принцессой. Охранники обычно не надевают ремни безопасности, потому что они сковывают движения, однако Рис-Джонс, то ли встревоженный ездой Генри Пола, то ли осознав вероятность аварии, в последнюю минуту пристегнул свой ремень безопасности. Таким образом, его сдержал ремень, а сработавшая подушка безопасности немного смягчила удар, когда в него с заднего сиденья полетело тело Дианы. Она весила значительно меньше Доди, так что ремень Рис-Джонса поглотил часть энергии удара, благодаря чему она получила лишь несколько переломов и небольшую травму груди.

Так как к моменту приезда «скорой» Доди аль-Файед и Генри Пол были, очевидно, мертвы, фельдшеры справедливо стали заниматься ранеными. Они не узнали Диану, которая, как сообщалось, разговаривала. Тревор Рис-Джонс, получивший двойной удар, показался медикам куда более серьезно раненным. Как следствие, разумеется, его забрали первым. В любом случае, Диана была зажата передним пассажирским сиденьем, и ее нужно было оттуда еще извлечь. Рис-Джонса, перенесшего более серьезные повреждения, увезли на первой скорой. После этого Диану извлекли из машины и в срочном порядке забрали в больницу. Никто не знал про небольшой разрыв в вене одного из ее легких. Анатомия человека такова, что этот участок скрыт глубоко в центральной части грудной полости. Давление в венах, разумеется, не такое сильное, как в артериях. Кровь вытекает из них гораздо медленнее, настолько медленно, что обнаружить проблему достаточно сложно, а в случае ее обнаружения устранить ее еще сложнее.

Работники скорой изначально сочли ее состояние стабильным, особенно с учетом того, что она была в состоянии разговаривать. Пока всеобщее внимание было сосредоточено на Рис-Джонсе, кровь из вены продолжала медленно сочиться в ее грудную полость. Уже в машине скорой помощи она постепенно потеряла сознание. Когда у нее остановилось сердце, были предприняты все попытки ее реанимировать, и уже в больнице ее положили в операционную, где врачи обнаружили разорванную вену и попытались ее зашить. К сожалению, было уже слишком поздно. То, что она изначально была в сознании и вообще выжила в результате аварии, было характерно для разрыва жизненно важной вены. Ее травма была такой редкостью, что не думаю, чтобы мне приходилось еще раз с ней сталкиваться за всю мою карьеру. Диана получила очень маленькую травму — только пришлась она на крайне неудачное место.

Ее смерть стала классическим примером того, как мы говорим практически после каждой смерти: если бы только. Если бы только она ударилась о сиденье немного под другим углом. Если бы только она полетела вперед со скоростью на 10 км/ч меньше. Если бы только ее сразу же положили в скорую. Самое же большое «если бы только» в данном случае находилось под собственным контролем Дианы. Если бы только она пристегнула ремень безопасности. Будь она пристегнута, она бы, наверное, появилась на публике два дня спустя с кровоподтеком под глазом, возможно, слегка запыхавшаяся из-за поломанных ребер, а также с подвязанной сломанной рукой.

Причина ее смерти, полагаю, не вызывает никаких сомнений. Однако вокруг этого небольшого, ставшего смертельным разрыва легочной вены оказалось переплетено множество других фактов, некоторые из них достаточно запутанны, чтобы породить множество теорий.

Сторонники теории заговора, в частности, отец Доди, Мохаммед аль-Файед, предполагали, что авария была подстроенной. Самым распространенным предположением было то, что пару убили, так как Диана вот-вот могла опозорить британскую верхушку, объявив о своей беременности. Поскольку я сам не проводил ее вскрытие, то не могу категорически заявлять, что она не была беременна. Роба Чапмэна неоднократно допрашивали по этому поводу, и он объяснил, что никаких признаков беременности ему обнаружить не удалось: изменения в организме можно было бы заметить спустя две и точно через три недели после зачатия, когда она сама еще вряд ли была бы в курсе своей беременности.

Некоторые люди спрашивали меня, могли ли Роба заставить солгать. Могу категорически всех заверить, что нет. Он бы никогда не поступился своими жизненными принципами и не согласился скрыть правду о проведенном вскрытии. И, раз уж на то пошло, я тоже в жизни бы не стал этого делать.

Теории заговоров, однако, основывались не только на предполагаемой беременности Дианы. Были предложены всевозможные объяснения случившейся в ту ночь аварии, и эти теории подпитывались большим количеством нестыковок по этому делу.

Во-первых, были разговоры о второй машине, белом «Фиате Уно», якобы врезавшемся в «Мерседес» до его столкновения с колонной. Установить, однако, что именно случилось, не удалось, потому что ни машина, ни ее водитель — несмотря на обширные поиски по всей Франции и Европе — найдены не были.

Вкусный рецепт!  Фикус энергетика растения для дома

Была также и проблема с водителем, Генри Полом. В его крови был обнаружен недопустимый уровень алкоголя, однако его родные, а также те, кто был рядом с ним незадолго до аварии, горячо отрицали, что он был пьян. Последовали обвинения в том, что кровь Пола подменили на чью-то другую, так как в его образце были обнаружены следы препарата, используемого для лечения глистов у детей. Вместе с тем этот препарат также зачастую используют для разбавления кокаина — хотя Пол явно не принимал кокаин, во всяком случае не в ту ночь и не в предшествовавшие несколько дней. Кроме того, уровень угарного газа в крови Пола был запредельно высоким, хотя и не смертельным, и никто не смог найти этому убедительных объяснений.

Несколько неожиданно для всех тело Дианы было забальзамировано. В больницу для этого прибыл французский гробовщик, однако впоследствии так и не удалось установить, кто и зачем его вызвал: определенно не судмедэксперт в парижской больнице. Возможно, дело в том, что процедура бальзамирования является стандартной для членов королевской семьи, но поскольку тела были сразу же отправлены в Великобританию, и Роб провел вскрытия в течение суток после их смерти, французам не было никакой необходимости вводить в тело Дианы бальзамирующую жидкость. Сделав это, они исключили возможность проведения токсикологической экспертизы. У некоторых это вызвало подозрения, однако так как за рулем были не Диана и не Доди, сложно понять, что могли бы изменить результаты их токсикологической экспертизы.

После многочисленных дипломатических споров и вооружившись большим количеством вопросов, я вместе с группой полицейских отправился в Париж. Французские власти оказали нам не самый теплый или даже любезный прием, однако мы смогли увидеть место аварии и в конечном счете саму машину. Другие специалисты пытались объяснить повышенный уровень угарного газа в крови Пола и сразу же принялись осматривать подушки безопасности, однако я, следуя своей роли, направился, разумеется, в морг.

Здесь я встретился с профессором Доминикой Лекомт, обворожительным судмедэкспертом, которой не посчастливилось дежурить по вызову в ту ночь. Она провела вскрытие Генри Пола. Она хорошо разговаривала по-английски, пока я не принялся обсуждать детали вскрытия, а также возможность того, что образцы крови могли быть перепутаны из-за ошибки в системе регистрации. После этого она больше ничего не сказала и настояла на том, чтобы дальнейшее обсуждение проводилось только через переводчика, и затем частенько советовалась с сидевшим рядом с ней адвокатом.

Надеюсь, она поняла, как сильно я симпатизировал ей и сочувствовал. Типичная субботняя ночь в морге большого города включает жертв аварий, пьяниц, которым не повезло, а также жертв убийств и потасовок. В Париже судмедэксперты, как правило, не занимаются ими в выходные: вскрытия начинают проводить в понедельник утром. Таким образом, профессор Лекомт спала у себя дома, когда посреди ночи ее внезапно в срочном порядке вызвали. Человек с самым часто фотографируемым лицом в мире умер в автомобильной аварии, и тело этой женщины поступило в морг вместе с телами ее водителя и парня. Правительства, родные и международная пресса с нетерпением ждали ее заключения.

Главное правило для громких смертей заключается в том, чтобы притормозить. Делать все медленно. Правильно и в строгой последовательности выполнить все процедуры. Лучше уж соблюсти все эти правила, потому что в случае смерти знаменитости все твои действия будут еще долгое время обсуждаться как публично, так и за закрытыми дверями. Непосредственно во время происходящего судмедэксперт оказывается под давлением обстоятельств, требующих от него немедленно со всем разобраться. В два раза быстрее, чем обычно, и с использованием лишь половины имеющейся обычно информации. Немедленно дать ответ на сложные медицинские вопросы. Я на своем горьком опыте убедился, что благодарности потом в таких делах ни от кого не дождешься. Никогда. Тебя только и делают что критикуют — ты либо сделал что-то, чего делать не следовало, либо (как это чаще всего бывает) не сделал того, что, возможно, стоило сделать.

К сожалению, судмедэксперты в такой ситуации порой все-таки прогибаются под невероятным давлением, требующим от них поспешить, обойтись без формальностей, принять «очевидное». Они начинают действовать не по порядку, в результате чего могут совершить нехарактерные для них неосторожные действия. Думаю, она хорошо постаралась, и, хотя позже я и нашел кое-какие ошибки, у меня к ней нет никаких претензий. И я могу прекрасно понять, как она оборонялась по прибытии британского судмедэксперта, принявшегося задавать ей настойчивые вопросы по поводу соблюдения ею необходимых процедур после того, как семью годами ранее ее внезапно разбудили для выполнения особенно ответственной ночной работы.

Расследование Стивенса обошлось в 4 млн фунтов, и его результатом стал отчет на 900 страниц, который был наконец предоставлен в конце 2006 года. В нем говорилось:

«Мы пришли к заключению, что с учетом всех имеющихся на данный момент доказательств никакого заговора с целью убийства кого-либо из находившихся в машине не было. Это была трагическая случайность».

Рапорт никак не остановил сторонников теорий заговора и уж точно не Мохаммеда аль-Файеда. В 2007 году после значительного давления было объявлено о проведении полного расследования. Меня вызвали в качестве свидетеля-эксперта, и на этот раз Францию удалось убедить предоставить больше материалов. Разумеется, я уже видел полный отчет о вскрытии Генри Пола. Затем, в конце сентября, совсем незадолго до начала нового расследования, французские власти наконец предоставили фотографии со вскрытия Генри Пола.

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin