Информационная безопасность подростков в сети интернет

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Скачать:

Вложение Размер
informacionnaya_bezopasnost_v_seti_internet.doc 74 КБ
informacionnaya_bezopasnost_v_seti_internet.ppt 2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Информационная безопасность детей и подростков в сети Интернет.

Из опыта работы учителя географии МКОУСОШ № 38 г. Тулы

Федуркиной Татьяны Юрьевны

(учитель высшей квалификационной категории).

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Тема: Информационная безопасность в сети Интернет.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point «Проблемы информационной безопасности в сети Интернет».

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

  1. Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.
  2. Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.
  3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации «Проблемы информационной безопасности»

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности».

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Информация – сведения или сообщения.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-7. Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети — 10 лет (в 2009 году — 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

  1. сетевые игры;
  1. просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  1. обмен файлами;
  1. использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  1. ведение блогов и пр.
  1. 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
  1. 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".
  1. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос: «Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?», «Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?», «Как оградить себя от кибер-преступлений?». (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

  1. Обсуждение результатов работы.
  2. Продолжение работы с презентацией «Проблемы информационной безопасности».

Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер.

  1. Регулярно обновляйте операционную систему.
  2. Используйте антивирусную программу.
  3. Применяйте брандмауэр.
  4. Создавайте резервные копии важных файлов.
  5. Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

  1. Думайте о том, с кем разговариваете.
  2. Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  3. Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Думай о других пользователях.

  1. Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  2. При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  3. Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  4. Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  5. Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  6. Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Вкусный рецепт!  Как вымочить сельдь если она соленая

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

  1. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.
  2. Учитель благодарит учащихся за работу
  3. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, 2009, ч. 1,2.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Тема: Информационная безопасность в сети Интернет

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

– как общаться в социальных сетях (сетевой этикет), не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии и т.д.

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “Проблемы информационной безопасности в сети Интернет” (Приложение 1).

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

1. Вступительная часть — сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.

2. Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.

3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации “Проблемы информационной безопасности”

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия “угроза”, “безопасность”, “информация”, “угроза информационной безопасности”.

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Информация – сведения или сообщения.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-7. Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети — 10 лет (в 2009 году — 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

  • сетевые игры;
  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  • обмен файлами;
  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  • ведение блогов и пр.
  • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
  • 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

4. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

5. Работа в группах:

задание для групповой работы — подготовка коллективного ответа на вопрос: “Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?”, “Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?”, “Как оградить себя от кибер-преступлений?”. (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

6. Обсуждение результатов работы.

7. Продолжение работы с презентацией “Проблемы информационной безопасности”.

Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер.

  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Думай о других пользователях.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.
Вкусный рецепт!  Тефтелевый суп рецепт приготовления

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки “Нет”.

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

8. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

9. Учитель благодарит учащихся за работу

10. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”, Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2.

2. "Основы безопасности детей и молодежи в интернете" — интерактивный курс по интернет-безопасности.

Для многих российских школьников Интернет становится средой, без которой они не представляют свою жизнь. Вместе с тем, в Интернете находятся огромные массивы информации, которые могут нанести вреж как психическому, так в дальнейшем и физическому здоровью детей и подростков. Материал содержит информацию о видах опасности в сети Интернет и способах её профилактики. Его можно использовать как классному руководителю для подготовки родительского собрания, так и педагогу-психологу для работы с педагогами и родителями.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Информационная безопасность подростков в сети Интернет"»

Родительское собрание для 5 кл.

«Информационная безопасность подростков в сети Интернет»

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет становится актуальной в связи с постоянным ростом несовершеннолетних пользователей. Число пользователей Интернета в России стремительно растет и молодеет, доля детской аудитории среди них очень велика. Для многих российских школьников Интернет становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Вместе с тем, в Интернете содержатся огромные массивы информации, которая является запрещенной для детей, так как может нанести вред их физическому и психическому здоровью, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

Угроза информационной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети — 10 лет (в 2009 году — 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

самые "любимые" детьми ресурсы – социальные сети (78%); в них проводится до 60 минут в день.

Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений:

просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;

использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;

ведение блогов и пр.

Статистика посещения детьми интернета

Компания RUметрика провела масштабное исследование, сделав следующие выводы:

Детская аудитория Интернета составляет почти 9 млн. Из них три четверти пользуются ресурсами без контроля со стороны родителей.

Около 40 % детей посещают сайты, содержащие материалы с пометкой 18+.

Примерно 20% просматривают видео, содержащее сцены насилия, а также другие нежелательные материалы (нецензурная лексика, наркотики, суициды).

4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией

40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

Только половина детей не встречали в сети ссылок или ресурсов, содержание которых не предназначено для детей.

4. Виды угроз сети Интернет.

Угроза заражения вредоносным ПО. Ведь для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Среди таких методов можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернет файлы.

Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии , убийствам, страницы с националистической или фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в сети без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию;

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. Выдавая себя за сверстника жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи;

Предупреждение незаконных контактов:

· Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;

· Объясните подростку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;

· Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;

· Не позволяйте Вашему подростку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;

Вкусный рецепт!  Рецепт песочного пирога кудрявый

· Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

• Неконтролируемые покупки. Не смотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются новшеством для большинства из нас, но скоро и эта угроза может стать весьма актуальной.

Не менее важная проблема сети Интернет – кибербуллинг. Это относительно новое понятие, которое мы заимствовали у Запада вместе с социальными сетями и чатами. Что такое кибербуллинг, как его предотвратить, как противостоять? Это одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов. Чтобы лучше понять, что такое кибербуллинг (cyber-bullying), давайте рассмотрим происхождение термина. Если его первая часть понятна и без объяснений, то вторая часть названия этого виртуального террора происходит от английского слова bull («бык»). Отсюда идут все родственные значения – придираться, агрессивно нападать, провоцировать, терроризировать, донимать, бередить, травить и проч. Главная проблема. Самым большим минусом виртуального пространства является то, что мы общаемся при отсутствии межличностного контакта как такового. То есть, не видим человека, соответственно, не можем со 100% уверенностью утверждать, кем он является в действительности. Получается, каждый человек может придумать себе новую жизнь, новое «амплуа», новое поведение. Ведь крайне маловероятно, что правда рано или поздно выяснится. Таким образом, человек не боится, что когда-то ему придется отвечать за поступки, высказывания, действия, поэтому он ведет себя как угодно, как правило, совсем плохо, некорректно. Это подробный ответ на вопрос о том, что такое кибербуллинг. Подростки часто пользуются такой возможностью, «примеряют» на себя другие роли, причем делают это с удовольствием. Есть и взрослые люди, которые осведомлены, что такое кибербуллинг, они используют это забавы ради или вследствие психологических заболеваний.

Какими могут быть последствия? К сожалению, самыми печальными. Хотя слово это и относительно новое, но уже известны случаи о попытках суицида, о травмах, о трагических смертях, и все это вследствие нападения на подростка через чаты, социальные сети, электронную почту. Цель виртуального террора – нанесение психологического вреда. Невидимым, но очень страшным является кибербуллинг. Чем он опасен, какими грозит последствиями, к сожалению, знают уже многие родители и подростки. Изучите всю информацию, чтобы уберечь своего ребенка от любителей злых шуток и провокаций. Интернет-троллинг и кибербуллинг в чем-то схожи, однако последний вид имеет более серьезные последствия.

Типы буллинга. Террор в виртуальном пространстве имеет много форм проявления. Самая безобидная – шутки, приколы. На противоположной же стороне – мощное психологическое воздействие, приводящее к суицидам и смертям. Кибербуллинг — инновационный способ насилия над ребенком, который не каждый родитель может вовремя заметить и каким-либо образом правильно отреагировать. Изучите типы террора и будьте во всеоружии.

Тип 1: перепалки (флейминг) Имеется в виду обмен маленькими, но очень эмоциональными репликами. Как правило, участвуют в этом двое людей, хотя не исключено и присутствие нескольких человек. Разворачивается эта перепалка в «публичных» местах Интернета. Может закончиться быстро и без последствий, а может перерасти в длительный конфликт. С одной стороны, это противостояние равных участников, с другой – при определенных условиях может превратиться далеко не в равноправный психологический прессинг, влекущий за собой сильные эмоциональные переживания жертвы.

Тип 2: нападки (постоянные атаки) Это регулярные высказывания оскорбительного характера в адрес жертвы (много СМС-сообщений, постоянные звонки) вплоть до перегрузки приватных каналов. Встречаются такие нападки в форумах и чатах, играх онлайн.

Тип 3: клевета Как понятно из названия, это распространение неправдивой, оскорбительной информации. Это могут быть песни, текстовые сообщения, фото, которые часто имеют сексуальный характер.

Тип 4: самозванство. Кибербуллинг — опасное виртуальное «быкование», которое также подразумевает перевоплощение в определенную личность. Преследователь использует данные жертвы (логины, пароли к аккаунтам в сетях, блогах) с целью осуществления от ее имени негативной коммуникации. То есть человек (жертва) и не подозревает, что рассылает оскорбительные сообщения или ведет переписку.

Тип 5: надувательство. Это выманивание преследователем какой-либо конфиденциальной информации жертвы и использование ее для своих целей (публикация в Интернете, передача третьим лицам).

Тип 6: отчуждение. Любой человек рано или поздно хочет быть включенным в какую-либо группу. Исключение из нее воспринимается очень остро, болезненно. У ребенка падает самооценка, разрушается его нормальный эмоциональный фон.

В этом подростковом возрасте дети тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями, различными субкультурами (например, вейперов)

Очень важным для подростка является мнение о нем группы (в том числе и виртуальной), к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Но не все группы, к тором может принадлежать ваш подросток, могут быть безопасны для его здоровья (как физического, так и психологического).

Тип 7: киберпреследование. Это одна из самых ужасных форм. Жертву скрыто выслеживают для совершения нападения, избиения, изнасилования. Тип 8: хеппислепинг (в переводе "счастливое хлопанье") Название появилось после ряда случае в метро Англии, когда подростки избивали случайных прохожих, а другие люди записывали видео на мобильные телефоны. Такое жестокое поведение используется для того, чтобы сделать видео, разместить его в Интернете и набрать большое количество просмотров.

Профилактика и предотвращение кибербуллинга.

Что же делать взрослым, как уберечь своего ребенка от злой реальности, ведь телефон или компьютер все прочнее входит в жизнь? В первую очередь надо быть очень внимательными к своему чаду, его увлечениям, особенно виртуальным. У взрослых и подростков разные предпочтения в фильмах, музыке, Интернете. В последнем, как и в случае с правилами дорожного движения, нельзя все пускать на самотек, необходимо объяснять подрастающему поколению «правила игры», что можно делать, а что категорически запрещено в виртуальном мире. Доступ к Интернету надо регулировать, четко разъяснять, какое поведение может быть плохим и опасным.

Где у вас в доме расположен компьютер? Если в самом дальнем углу квартиры, где никто не видит, чем конкретно занят сын (дочь), рекомендуется перенести его в то место, где практически постоянно есть люди (гостиную, кухню). Занимаясь своими делами, вы сможете не только «нечаянно» следить за посещаемыми страницами, но и видеть настроение своего ребенка. Следите за его интересами не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни, это поможет узнать, чем он живет, что его интересует, какие эмоции вызывает тот или иной факт. Начинайте бить тревогу и «ломать» дома все гаджеты, если ребенок после работы за компьютером неважно себя чувствует, не идет на контакт, избегает общения со сверстниками, категорически отказывается идти в школу и проч.

Как преодолеть проблему, если это случилось? Если вдруг ваше чадо все же стало жертвой преследователей, постарайтесь сохранить все имеющиеся доказательства, свидетельства террора. Были получены сообщения – сделайте копии, это касается и видео, и СМС, и всего остального. Не паникуйте, будьте спокойны, особенно если ребенок сам рассказал вам о проблеме, иначе в следующий раз он не придет за помощью. Поддержите подростка эмоционально, объясните, что ничего страшного не случилось, в вашем лице он должен видеть и чувствовать только друга, который искренне желает добра. Проговорите с подростком всю ситуацию, пусть он расскажет, как все было, с самого начала. Объясните ему правила поведения – как надо или не надо реагировать на всякого рода преследования, что делать, чтобы по возможности этого избежать. Помимо всего прочего, расскажите ребенку, что очень важно иметь собственную хорошую репутацию, а не «примерять» роли. Он должен знать, что если получил оскорбительное или непонятное сообщение, картинку, надо немедленно обратиться за помощью к родителям, дабы не запустить ситуацию. В крайнем случае (если ничего не помогает) следует идти в правоохранительные органы. Будьте внимательны к своим детям, тогда ничего страшного не произойдет!

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin