Фильм где девушка танцевала с иконой

Содержание:

Стояние Зо́и (Зо́ино стояние) — городская легенда [1] [2] (народный рассказ, церковное предание [3] ), о вымышленном событии, якобы произошедшем в Куйбышеве (ныне Самара) зимой 1955–56: во время празднования Нового года девушка, именуемая Зоей Карнауховой, впала в неизвестное науке состояние, по описанию похожее на кататонический ступор, и оставалась недвижимой на протяжении 128 дней — с 31 декабря 1955 года по 6 мая 1956 года, после того как решила потанцевать с иконой святителя Николая Чудотворца. [⇨]

Исходная информация об этой истории и указание, что её придумала некая женщина, были с целью опровержения факта «стояния» опубликованы 24 января 1956 года в фельетоне под названием «Дикий случай» в городской газете «Волжская коммуна» «по решению 13-й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе» [4] [5] .

Сюжет легенд об окаменевшем святотатце-плясуне является популярной нарративной схемой о наказании за осквернение святынь и известен в России как минимум с XIX века [6] .

18 января 2018 года Управление ФСБ России по Самарской области заявило, что у него отсутствуют архивные материалы в отношении «Стоянии Зои» [7] .

Содержание

История [ править | править код ]

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова [5] , которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна — Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце билось [8] .

О событии быстро узнал весь город. Милиционеры боялись подходить к обездвиженной Зое. Врачи ничем не могли помочь — когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим (по разным версиям, речь идёт о Серафиме Тяпочкине [8] , Серафиме Полозе [9] или Серафиме Звягине [10] ), который взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи [8] .

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает:

«Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время Рождественского поста [11] .

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Достоверно известное [ править | править код ]

Достоверно установлено, что в январе 1956 года у дома № 84 по улице Чкалова из-за слухов о находящейся в доме «окаменевшей» девушке стало собираться большое количество людей. У дома были выставлены посты милиции, но людей стало собираться ещё больше. Охрана дома была усилена конной милицией. О том, что происходило в доме на самом деле, достоверных сведений не имеется. [ источник? ]

Из документальных свидетельств о данном случае имеется стенограмма 13-й областной конференции КПСС, состоявшейся 20 января 1956 г., где выступил Михаил Ефремов (в 1952—1959 годах первый секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС), который пояснил следующее:

В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха.

По решению партийной конференции 24 января 1956 г. в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данную историю выдумала и распространила слух о ней неизвестная женщина по имени Аграфена [4] .

Каких-либо достоверных сведений о самом факте существования девушки, её личности и дальнейшей судьбе не имеется. [ источник? ]

Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, согласно которой девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением [12] .

В 1956 году православная Пасха (Воскресение Христово) пришлось на 6 мая (128-й день).

Версия, опубликованная в «Московском комсомольце» [ править | править код ]

По рассказам соседей, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал дом № 84. Документы, в которых бы упоминались имёна Зои Карнауховой и Серафима Тяпочкина, в архивах найдено не было [13] .

По словам соседки, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло. По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей» [13] .

В культуре [ править | править код ]

Филолог-фолклорист, профессор Куйбышевского государственного университета С. З. Агранович на своих лекциях рассказывала о собственной проверке реальности истории о «стоянии Зои» путём публичного танца с иконой в руках [14] .

Экранизации [ править | править код ]

По мотивам этой истории в 2000 году редакция художественного вещания ТРК «Терра» сняла двадцатиминутный документальный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

Режиссёр Дмитрий Одерусов:

Религиозная тема на телевидении, в полнометражном кино, в литературе и 10 лет назад, и сегодня интересна и востребована. В нашем фильме мы смотрели на историю «стояния Зои» глазами верующего, воцерковлённого человека [15] .

В 2009 году режиссёром Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

На этот раз фильм снят по сценарию, основанному на истории о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов [16] , который очень интересуется православной тематикой. А участие в самом фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова [11] .

Вкусный рецепт!  Тефтели с подливом рецепт пошаговый с фото

В 2015 году снят телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, режиссёр Алла Коровкина, заглавную роль сыграла самарская актриса Анастасия Ермилина [17] .

В художественной литературе [ править | править код ]

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», целиком посвящённая Зоиному стоянию. Повесть, по словам автора, написана на максимально достоверном историческом материале, который он собирал долгое время.

В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» (Москва) вышла повесть В. Н. Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе собранного документального материала.

Памятник Николаю Чудотворцу [ править | править код ]

Дом стал местом паломничества православных [18] .

В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда [18] .

В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу [18] [19] . Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои» [18] .

22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалеку дому № 84 на улице Чкалова [18] . В проповеди митрополит Сергий сказал:

Сегодняшнее событие — освящение памятника святителю Николаю на том месте, где он явил свою силу, — это напоминание о том, что Бог посещает каждого человека и печётся о нём. Человек иногда заходит в своем безумии настолько далеко, что не может сам остановиться, и необходима сила, которая бы его остановила. Происшедшее — это не Божье наказание, а любовь Божия ради спасения душ наших [18] .

12 мая 2014 года дом сгорел [20] [21] . В некоторых СМИ появились неподтверждённые версии о поджоге [22] .

Чудо
Жанр мистическая драма
Режиссёр Александр Прошкин
Продюсер Рубен Дишдишян
Сергей Даниелян
Арам Мовсесян
Юрий Мороз
Автор
сценария
Юрий Арабов
В главных
ролях
Мария Бурова
Сергей Маковецкий
Константин Хабенский
Полина Кутепова
Александр Потапов
Оператор Геннадий Карюк
Александр Карюк
Длительность 110 мин
Страна Россия
Язык русский
Год 2009
IMDb ID 1197626

«Чудо» — фильм режиссёра Александра Прошкина, участник конкурсной программы 31-го Московского международного кинофестиваля [1] , где удостоен специального приза за режиссуру «Серебряный Георгий». В кинопрокат фильм вышел 12 ноября 2009 года. Сюжет фильма основан на истории об окаменевшей девушке по имени Зоя.

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

1956 год. В одном доме в городе Гречанске [2] живут мать с дочерью Татьяной. Обе не верят в Бога, но в углу на полочке стоят иконы, которые достались в наследство от бабки. Дочь с довольно грубым мужеподобным характером, а мать более спокойная и тихая, поэтому, когда Татьяна заставляет мать вынести из дома иконки, матери ничего не остаётся, как согласиться. Остается только икона Николая Чудотворца, потому что возлюбленного дочери, о котором в начале фильма упоминается лишь вскользь, зовут Николай. На следующий день с утра в закрытое окно влетает сизарь и, разбив стекло, замертво падает на стол. Птица в доме — к безумию, выясняет мать из книги с приметами.

Наступает вечер, и в гости к Татьяне начинают подходить молодые люди, потому что у Татьяны день рождения. А мать вынуждена остаться на улице, так как её в дом не пускают, чтобы не мешала молодым веселиться. В самый разгар веселья молодые танцуют парами, а Татьяна берёт с полочки икону Николая Чудотворца и начинает танцевать с ней. В это время мать сидит на улице и греется около костра, как в доме что-то происходит, и напуганные гости с криками выбегают из дома, а Татьяна так и не появляется.

Далее выясняется, что Татьяна застыла на месте, её члены окаменели, и сдвинуть её с места не получается, а при попытках сломать пол лишь ломались инструменты. При этом у девушки наблюдаются признаки жизни, например, слабое дыхание. Ничего не остаётся, как оставить девушку в доме, как стояла, а около дома выставить наряд милиции, чтобы никто не входил.

В те времена запрещалось говорить о каких-то чудесах, всё должно было объясняться с материалистических позиций, а тут девушка с иконой в руках окаменела. Чиновники тряслись от страха, говорили о провокации американцев, но о чуде не говорили ничего — боялись.

Далее мы знакомимся с самим Николаем. Это репортёр из областной газеты «Волжская правда», который как раз недавно посетил Гречанск. У него есть жена, но на стороне ещё несколько женщин. Вот и Татьяну он «склеил», как он сам говорит. А тут такое дело — чудо, и его снова отправляют в Гречанск. Далее ему «тюльку под нос подсунули», якобы девушка действительно застывала на месте, но уже снова нормально себя чувствует. Понятное дело, Николай, лично знакомый с Татьяной, сразу понимает, что его обманывают. В итоге он находит Татьяну, застывшую на месте с иконой в руках и пишет статью по-честному — пытается объяснить «стояние» девушки с материалистических позиций. Для статьи он использует описание симптомов из медицинской энциклопедии. Однако главный редактор статью зарезает, а Николай увольняется.

Затем в Гречанске оказывается сам Хрущёв, пожелавший лично разобраться с этим "чудом". Увидев девушку, которая простояла к этому моменту уже 128 дней, и обомлев, он приказывает забрать у неё икону. Это смог сделать только инок — сын местного священника. В тот же момент девушка оживает, и Хрущёв улетает в Москву.

Девушку отправляют на обследование в больницу, там выясняется, что физически она вполне здорова. Тогда, подозревая её в сговоре против Советской власти, её начинают допрашивать. Но она никак не реагирует на обвинения и грубость, оставаясь безразличной. Её отправляют в камеру к заключённым-мужчинам, чтобы напугать, но в итоге пугаются сами заключённые, когда узнают, что это та самая Татьяна, о которой к тому моменту разошлось много слухов.

После происшествия характер Татьяны полностью меняется. Она рассудок не теряет, но становится как бы аутисткой. И при этом приобретает способность лечить наложением рук. Решив, что девушка сошла с ума, её определяют в местную психиатрическую больницу. На последних кадрах ей остригают волосы, и в этот момент её внимание привлекает воркующий на подоконнике голубь. Она поворачивает лицо в сторону окна и улыбается. Голубь улетает.

В ролях [ править | править код ]

  • Мария Бурова (дебют) — Татьяна Скрыпникова
  • Сергей Маковецкий — уполномоченный по делам религии Кондрашов
  • Константин Хабенский — журналист Николай Артемьев
  • Полина Кутепова — жена Николая Наташа Артемьева
  • Александр Потапов — Никита Сергеевич Хрущёв
  • Виктор Шамиров — священник отец Андрей
  • Виталий Кищенко — майор милиции Першин
  • Ольга Лапшина — Клавдия Ивановна
  • Зураб Кипшидзе — Альберт Вахтангович
  • Дима Опанасенко — Саша Голубцов
  • Вячеслав Батраков — дядя Антип
  • Наталья Гандзюк — жена отца Андрея
  • Камиль Тукаев — Валериан Григорьевич
  • Владимир Кабалин — столяр
  • Анна Уколова — Галя
  • Тимофей Трибунцев — Пашка
  • Сергей Новиков — архиерей
  • Дарья Румянцева — Лжетатьяна
  • Вячеслав Степанян — эпизод
  • Ольга Дегтярева — врач
  • Степан Пивкин — парень
  • Марина Соколова — эпизод

Съёмочная группа [ править | править код ]

  • Сценарист: Юрий Арабов[3]
  • Режиссёр-постановщик: Александр Прошкин
  • Художник-постановщик: Екатерина Татарская
  • Операторы-постановщики: Геннадий Карюк, Александр Карюк

Съёмки фильма [ править | править код ]

Значительная часть съёмок фильма проходила в пригороде Тулы — посёлке Косая Гора. Для съёмок фильма был построен дом, подобный тому, в котором, как считается, произошла данная история (г. Куйбышев, ул. Чкалова, 84). Однако в фильме дом расположен с видом на металлургический завод, тогда как куйбышевский дом Зои находился в центре города вдали от заводов (а металлургический завод в Куйбышеве на тот момент ещё не был построен).

Вкусный рецепт!  Рецепт фаршированного перца в духовке с сыром

Также съёмки проходили на вокзале, в отделении милиции Ясногорска, в Заокской типографии, в здании «Тулаугля» и в тульском доме офицеров, где, по сюжету, проживает Хрущёв [4] . Последние планы фильма сняты в музее-усадьбе «Ясная Поляна».

Стояние Зои [ править | править код ]

Фильм основан на истории о стоянии Зои. События происходили в 1956 году в Куйбышеве. Утверждается, что в доме 84 по улице Чкалова жила некая Клавдия Болонкина. Её сын в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова [5] , которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!». И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!».

Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но в области сердца был слышен едва уловимый стук. О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь: когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не входили в кожу. Священники тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим. Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так оно и произошло — Зоя простояла 128 дней до Пасхи, которая в том году была 6 мая [6] [7] .

Режиссёр Прошкин считает эту историю не придуманной. Протоиерей Всеволод Чаплин подтверждает, что об этом «таинственном явлении» имеется «множество свидетельств». Исходная информация об этой истории с попыткой её опровержения была опубликована 24 января 1956 года в фельетоне под названием «Дикий случай» в городской газете «Волжская коммуна» «по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе» [5] [8] .

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Видение Зои во время стояния: современный иконописный сюжет

На улице Чкалова в Самаре есть старый полуразрушенный дом с заколоченными ставнями. Когда-то в этом доме произошло феноменальное событие, получившее в народе название «Зоино стояние». Молодая девушка окаменела, продолжая жить в полной неподвижности 128 дней.

Содержание страницы

Версии

Подлинные события или вымысел?

Январь. Вечер. В доме на окраине Куйбышева (ныне – Самара) в разгаре застолье – молодежь отмечает первые дни нового 1956 года. Не весело только Зое Карнауховой – молодой работнице трубного завода. Она поглядывает то на часы, то на пустующее место рядом с собой. Ее кавалер Николай сильно запаздывает, и девушке начинает казаться, что он не придет вовсе.

Досада, злость, тоска… Непонятно, какое именно из этих чувств заставило ее вдруг подскочить и под звуки разудалой гармоники броситься в красный угол, где висела икона свт. Николая Чудотворца. «Раз нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» Подружки в ужасе ахнули: «Нельзя ведь, грех!» Но Зоя дерзко ответила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» С этими словами она прижала к груди икону и закружилась в пляске. В этот момент случилось то, чего в принципе быть не могло: за окнами (в разгар зимы!) пророкотал гром и сверкнули молнии. А Зоя застыла посреди комнаты, словно каменное изваяние, с руками, обнимавшими икону, и таким страшным выражением на лице, что гости поняли – это не шутка, и бросились со страху врассыпную.

Полезные материалы

Спустя некоторое время дом вновь наводнили люди: милиционеры и врачи. Все попытки сдвинуть Зою с места оказались безуспешными, казалось, девушка приросла к полу. Она не реагировала на вопросы, не шевелилась, но жизнь теплилась внутри ее застывшего, словно окаменевшего тела – самописцы кардиографа выдавали кривую, зеркало запотевало от дыхания. Врачи пытались ввести Зое какое-то лекарство, но иглы гнулись и ломались, настолько твердой стала кожа. А ночью, пугая отряд дежурившей у дома конной милиции и безутешную мать, из сомкнутых уст непонятно как исходил крик: «Земля горит! В грехах погибаем!».

Она продолжала держать в руках икону, и никакими силами невозможно было вытащить из ее объятий образ Николая Чудотворца. Девушка не отдала икону ни милиционерам, ни врачам, ни матери, ни священникам. В праздник Рождества Христова в горницу вошел отец Дмитрий (будущий архимандрит Серафим). Он отслужил молебен с водосвятием и принял икону из рук Зои. Ему почему-то это удалось сделать. Вернув образ на место, священнослужитель сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день!» Имелась в виду Пасха. Его слова оказались вещими.

Простояв четыре месяца, Зоя вышла из ступора в день Светлого Христова Воскресения.

Обессиленную девушку уложили на подушки и подступили с расспросами. Главное, что интересовало окружающих, как же Зое удалось выжить в течение столь длительного времени без пищи и воды? «Голуби, голуби меня кормили!» — слабым голосом отвечала девушка.

В церковном понимании, голубь – символ Святого Духа, поэтому считается, что Зоя была прощена Господом. Говорят, что ее заступником стал сам Николай Чудотворец. Будто бы видели люди в толпе какого-то благообразного старичка, трижды пытавшегося миновать милицейский кордон.

Стояние Зои: изображен молебен, после которого у Зои удалось взять из рук икону

В третий раз правоохранители прозевали старца: он вошел в дом, подошел к застывшей девушке и якобы спросил: «Не устала так стоять, милая?» А когда охранники опомнились и бросились в дом, чтобы вывести непрошеного гостя, внутри уже никого не оказалось. Решили, что таинственным посетителем Зои был никто иной как Николай Угодник.
Зоя умерла на третий день Пасхи, согласно одной из версий. А были ли другие? Были.

Официальная позиция властей о событиях в 1956 году в Куйбышеве

Из стенограммы 13-ой областной конференции КПСС от 20 января 1956 года:

Слова первого секретаря обкома Михаила Ефремова отрицали не только «каменное стояние», но и сам факт существования Зои. Вдогонку обличительной речи Ефремова, в которой сквозила даже какая-то досада на глупость и доверчивость соотечественников, в газете под названием «Волжская коммуна» был опубликован фельетон, полостью разделяющий точку зрения партийного лидера: история с «зоиным стоянием» — «утка». Слух этот выдумала и распространила какая-то неизвестная женщина по имени Аграфена. «Московский комсомолец» выдвинул свою версию: во всем виновата монашка. Это она, увидев танцы с иконой, которые все-таки имели место быть, осуждающе бросила: «За такой грех, обернешься ты соляным столбом!» Дом же принадлежал некоей Клавидии Болонкиной. Видимо, история пришлась хозяйке по вкусу, ибо женщина растрезвонила ее по всей округе, а набожные старушки подхватили и дополнили подробностями.

К дому №84 по улице Чкалова немедленно стал стекаться люд. По свидетельству очевидцев,

Скорее всего это преувеличение, но беспорядки у небезызвестного дома все же имелись. Вот почему было решено выставить у дома пост милиции, а потом еще и усилить его конным отрядом. Однако, вместо того чтобы разогнать толпу, присутствие милиции лишь стимулировало обывательский интерес к делу Зои и привело к тому, что народ начал стремиться проникнуть в дом еще активнее.

Вкусный рецепт!  Растворитель для снятия клея

Таким образом, «чудо» Зои трансформировалось в слух, отрастивший подобно Лирнейской гидре, тысячи голов. Кто-то говорил, что при попытке рубить половицы, к которым «приросла» Зоя, из досок выступила кровь. Другие утверждали, что тело девушки бьет электрическим током всех, кто к нему прикасается. Третьи рассказывали о молодом милиционере, который, побывав в злополучном доме, полностью поседел.

За два года до этого легендарного события вышло постановление ЦК КПСС об ошибках проведения научно-атеистической пропаганды среди населения. В том же фельетоне, опубликованном в газете «Волжская коммуна», автор упрекал пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС, «забывших о своей обязанности неустанно распространять в массах научные знания и бороться с пережитками прошлого», коей и являлась вера в Бога.

Вот откуда нежелание властей допускать в дом священнослужителей, а также арест отца Серафима — видимо, священникам было, что рассказать людям.

Научное обоснование

Согласно научной точке зрения, Зоя не окаменела, а впала в кататонический ступор. Это состояние, которое характеризуется двигательной заторможенностью, молчанием, ригидностью мышц. В скованном состоянии больные могут находиться в течение нескольких недель и даже месяцев…

Реальное событие или бабьи басни

С тех пор минуло шестьдесят лет, и за это время история успела обрасти самыми нелепыми слухами и невероятными деталями, из которых вычленить правду практически невозможно. Умерли свидетели, утрачены архивы, да и советской власти, развернувшей пропаганду атеизма среди населения, было не выгодно сохранять какие-либо исторические свидетельства о «каменной» Зое. Руководство Куйбышева изо всех сил пыталось низвести все до уровня сплетен и слухов. И, надо сказать, что это удалось идеально: сегодня даже Церковь относится к «чуду стояния» с долей скепсиса.

Вот, что говорит о «зоином стоянии» протодьякон Андрей Кураев: «Мы с вами знаем, что есть такой закон психологии – чем дальше во времени от самого события, тем больше подробностей теряется. Сегодня в Самаре это пересказывается уже чуть ли не как художественный фильм, при этом сами рассказчики верят в то, что рассказывают. Я был в Самаре в нулевые годы, но мне не удалось обнаружить каких-то документальных свидетельств этого события».

Самарская епархия официально признала чудо «зоиного стояния», а иначе чем объяснить тот факт, что у дома Клавдии Болонкиной ежегодно служатся молебны, а в храме Иоанна-воина появилась житийная икона Николая Угодника, на клеймах которой вся история «зоиного стояния»?

О фактах и документальных материалах

Никаких документальных свидетельств о том, что на самом деле происходило в доме №84 по улице Чкалова – нет. Архив МВД сгорел в резонансом самарском пожаре в 90-х. В те же 90-е годы был подан запрос в городской архив – выяснилось, что дом действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, проживавшей там со своим сыном Вадимом. О личности Зои – никаких официальных данных. Из всех архивных справок – только газетные статьи и протоколы партийных заседаний. Утверждение о том, что «зоино стояние» — реальный факт, базируется исключительно на личных или пересказанных свидетельствах людей. Кстати, о свидетелях…

Свидетельства

Когда говорят о феномене «каменной Зои», всегда вспоминают о трех очевидцах: отце Серафиме, принявшем из рук девушки икону, Анне Калашниковой, которая работала врачом на «Скорой помощи» и приехала в дом №84 на своем дежурстве, и Анне Федотовой, жительнице Куйбышева, которая на самом деле ничего не видела, но фигурирует во всех документальных фильмах о Зое и статьях.
Анна Ивановна Федотова, тогда еще совсем «зеленая» комсомолка, завязала разговор с одним из охранников, дежуривших у дома Болонкиной. «Товарищ милиционер, говорят, не стоит там никто!», — обратилась девушка к молоденькому УВД-шнику. «Тогда и тут бы никто не стоял, и окна не заколотили», — отвечал он ей. А потом снял фуражку: «Видишь, какой я! А мне только 28 лет». Волосы у него были совершенно седые… Потом, правда, нашлись люди, утверждавшие, что парень седым вернулся с фронта, а над доверчивой девушкой просто подшутил …

«Анна Павловна Калашникова — тетка моей матери — в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся».

А вот архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин) не был так откровенен. Когда ему задавали вопросы о Зое, он избегал прямых ответов. Было, отчего молчать старцу – почти десять лет он провел в лагерях. «Потолковали» с ним чекисты и в прошлый раз, в результате чего священник был сослан в Михайловское.

Протоиерей Анатолий Литвинко вспоминал, что на вопрос «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?» отец Серафим лишь смиренно опустил голову. «И по его молчанию я понял: он». Некая Александра Ивановна, чьи родственники жили в Куйбышеве, также встречалась с отцом Серафимом. Однажды женщина дерзнула задать священнику вопрос: «Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?» Архимандрит строго взглянул на женщину и вдруг ответил:

А через две недели отца Серафима не стало. Где сейчас находится та самая икона – неизвестно.

Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время

В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.

Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.

Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».

Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.

Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.

Автор: Галина Бочарова

Видео

Небольшой документальный фильм о событии.

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin