Великолепный век наряды и украшения

Немудрено, что и 500 лет спустя этот стиль очаровывает, завораживает и восхищает. Впрочем, если подходить к вопросу объективно, восхищаемся мы не одеждой той эпохи, а ее современными интерпретациями, самая смелая из которых, пожалуй, принадлежит художникам и костюмерам сериала «Великолепный век». Костюмы его героинь не раз подвергались критике за историческую недостоверность. И это еще мягко сказано! Настоящим современницам султана Сулеймана и мечтать не приходилось о столь соблазнительных фасонах, в которых щеголяют женщины на экране.

Возможно, кому-то такая закрытость и покажется чрезмерной, но Восток – дело тонкое, и женский силуэт, который едва угадывается за нагромождением тканей и одежд, лишь сильнее разжигал интерес и будил воображение…

Особым украшением дам из богатого сословия была маленькая шелковая шапочка. Ее расшивали золотыми монетами и оторачивали тесьмой из черного шелка. К этой тесьме и крепилась вуаль, которой женщины должны были закрывать лицо, выходя на улицу или представая по необходимости перед гостями мужа. Последнее было большой редкостью. Обычно рядом с мужчинами женщины не появлялись, оставаясь на своей половине дома. К месту встречи гостей ненадолго допускалась лишь служанка, которая подавала кушанья к столу.

Единственная деталь фасона, которая существовала во времена Султана Сулеймана, это декольте. Его изобрели еще в XIV веке, при дворе Изабеллы Баварской в Бургундии. Но то была мода просвещенной Европы, и в мусульманской Османской империи декольте не могло появиться ни при каких обстоятельствах. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что глубокий вырез на груди и европейки поначалу использовали вовсе не в целях обольщения. Просто в моду вошли плотные, не слишком эластичные ткани, которые плохо облегали фигуру. А фасоны требовали максимальной обуженности лифа. В закрытом, плотном, узком платье женщине нечем было дышать, вот и пришлось обеспечивать себе свободу вдоха за счет глубокого выреза.

Это «тренды» XIX века, до которых современницам Султана Великолепного было примерно так же далеко, как тургеневским барышням до джинсовых брючных костюмов. Но – положа руку на сердце – кого волнует историческая правда в художественном сериале, где кипят интриги и страсти, а в кадре любят и страдают, побеждают и проигрывают яркие женщины в роскошных нарядах, над которыми трудились лучшие турецкие модельеры и художники по костюмам?

Турецкий исторический сериал, с которым российских зрителей познакомил телеканал «Домашний», за несколько лет эфира завоевал сердца поклонников по всему миру. Во многом это заслуга роскошных костюмов султана Сулеймана Великолепного и Хюррем.

Фото: кадр из сериала

Мы знаем, как выглядела турецкая одежда в 16 веке благодаря зарисовкам европейских путешественников и турецкой миниатюре. Маловероятно, что эти изображения хорошо отражают реальность, особенно это касается женской одежды. Во-первых, европейцы, да и вообще посторонние мужчины, в те времена не допускались в гарем, и рисовали портреты жен и наложниц султанов по рассказам и своим фантазиям. Во-вторых, зачастую художники копировали работы друг друга, изменяя в одежде и образе незначительные детали на европейский манер — так, например, у турчанок появлялось глубокое декольте, корсеты и утонченные украшения.

Вкусный рецепт!  Из чего делают пастилу белую состав

Фото: кадр из сериала

На самом же деле они любили массивные, обильно украшенные драгоценными камнями головные уборы, свободные рубахи и шаровары, и носили неглубокий вырез — это видно на некоторых портретах того времени.

Портреты Сулеймана Роксоланы неизвестного автора (1540—1550)

Вот что говорит дизайнер сериала «Великолепный век» Сердар Башбуг:

«Мы сотворили лишь то, что хотел видеть современный зритель. Главное внимание при создании картины уделялось не историческим фактам и их достоверности, а красоте и изяществу того времени. И если нам пришлось прибегнуть к некоторым трюкам, то это никак не отразилось на качестве самого фильма»

Если бы создатели сериала «Великолепный век» задались бы целью соблюсти историческую точность, все образы Хюррем и Сулеймана должны были бы выглядеть примерно так:

К счастью, дизайнеры и костюмеры лишь вдохновлялись уроками истории, но все же делали ставку на зрелищность и роскошь — иначе зрители не получили бы такого великолепного разнообразия нарядов на экране.

Любимые цвета Хюррем — фиолетовый и зеленый

У женщин османской империи, не знавших декольте и коротких юбок, все же был способ обратить на себя внимание — яркий цвет и богатые украшения. В исторических источниках создатели сериала нашли информацию о том, что любимым цветом Хюррем, наложницы, а затем жены османского султана Сулеймана Великолепного, был фиолетовый, поэтому в сериале она нередко появляется в фиолетовых нарядах.

Фото: кадр из сериала

Второй популярный у костюмеров цвет — зеленый. В исламской культуре зеленый цвет является символом пророка, почитаемым и священным. Кроме того, это цвет жизни и природы, оазиса в пустыне — его особое значение в арабской культуре понимаешь, когда вспоминаешь, в какой климатической зоне возник ислам. Этот цвет встречается в нарядах многих героев.

Фото: кадр из сериала

Хюррем облачается в наряды зеленого цвета в дни самых знаковых и торжественных событий своей жизни — когда Сулейман выделяет ее, как любимую наложницу, когда она становится хозяйкой гарема, а так же на церемонии наречения именами сыновей. Есть и еще одна причина — зеленый замечательно подчеркивает красоту рыжих волос актрисы Мерьем Узерли и делает ее глаза еще зеленее.

Вкусный рецепт!  Как замариновать филе селедки

Бархат, парча, золото, жемчуг…

Невозможно представить себе наряды из «Великолепного века» без золотого шитья и и многочисленных украшений. Однако и сами ткани, из которых сшиты эти наряды — настоящая драгоценность! Создатели сериала, в частности дизайнер Сердар Башбуг раскрыл секрет: один метр ткани, из которой создавались костюмы, в среднем стоит 3500 евро! И это без учета ручной работы — вышивки и украшений.

Фото: кадр из сериала

«Великолепный век» — самый дорогой турецкий сериал за всю историю телевидения в этой стране. Однако все вложения создателей сериала с лихвой окупились его небывалой популярностью по всему миру. И ставка, которую сделали костюмеры — роскошь вместо исторической достоверности — тоже привела сериал к успеху.

Фото: кадр из сериала

Пять фактов о костюмах Хюррем и других героинь.

«Великолепный век» — самый дорогой проект за всю историю турецких сериалов. И он оправдывает этот статус на все 100 %. Бюджет фильма составил 2 млн долларов. Почти полгода профессиональные художники-декораторы подготавливали декорации в съёмочном павильоне площадью около 2 кв. км. Не меньше было потрачено сил для создания шикарных реалистичных костюмов.

Шелка и бархат, драгоценные камни и золото, яркие глубокие цвета, золотые и серебряные нити и украшения… украшения — поражают воображение зрителей во всем мире. Для нас сериальные наряды стали символом эпохи правления Сулеймана Великолепного. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Факт 1. Слишком голые

Во времена Османской Империи в XV-XVI вв. наряды женщины был куда более простым и куда менее сексуальным, чем показывают нам режиссеры и костюмеры картины. О социальном положении женщины, выходящей на улицу, можно было судить только по дороговизне и изысканности материалов ее костюма. Самая большая вольность, которую дамы могли себе позволить, — слегка приподнять вуаль, чтобы поцеловаться, встретившись со знакомой на улице. Это было предписано этикетом.

Очень часто женщина из высшего сословия была так закутана, что родной муж не признавал. А ее рабыня, идущая с ней рядом, наоборот, была практически раздета.

В сериале же предельную откровенность нарядов авторы объясняют желанием привлечь внимание зрителей. Мол, гораздо интереснее смотреть на красивые (пусть и открытые) платья, чем на чаршаф и чадру, из-под которой видны только глаза. Поэтому наряды столь же прекрасны, сколь и развратны.

И, скорее всего, он прав. Ведь кино — это лишь фантазия, которую при помощи режиссеров и постановщиков мы сами и создаем.

Факт 2. Слишком яркие

Вкусный рецепт!  Грибы корейские рецепты с фото

Получается, в распоряжении османских женщин не было ни пикантных декольте, ни облегающих фасонов, ни мини-юбок. Максимум, чем они могли «освежить» однообразное одеяние, — это расшить лентами рукава или вышить на рубахе живописный узор. И, конечно же, поиграть с цветом.

В особенном почете у мусульман зеленый цвет. Турки-османы даже запрещали христианам, которых они поработили, носить одежду и головные уборы зеленого цвета, потому что этот колор — знак принадлежности к исламу. Неслучайно Хюррем надевает зеленые платья в дни своего величайшего торжества — когда становится любимой наложницей Сулеймана и когда превращается в хозяйку гарема. А еще это цвет благословения Аллаха. Именно в зеленом Хюррем нередко показана беременной, а также во время церемонии наречения именами сыновей.

Факт 3. Слишком кропотливая работа

Для сериала были сотканы специальные ткани с османским орнаментом на бархате, которые комбинировались с обычными материалами, купленными на рынке. Новые костюмы делали для каждой серии, для каждого нового персонажа.

Факт 4. Слишком затратно

За время сериала было сшито приблизительно 1950 костюмов. Художники использовали 15 тысяч метров ткани. На каждый наряд расходуется не меньше 12-13 метров ткани.

Факт 5. Слишком сказочно

Что касается головных уборов, то сериальные героини то и дело стараются украсить себя аксессуаром поизящнее. Но настоящие османы не носили европейские диадемы и точеные украшения на голове. Им больше по вкусу приходились громадные короны с завитками и натуральным жемчугом.

Да и не все женщины в гареме могли позволить себе такую роскошь. Только члены правящей династии и любимые наложницы имели право носить подобное в будни и в праздники. Остальные же довольствовались скромной прической и чистыми волосами.

Зауженная талия, шнуровки, корсет, наконец, отделка из тонкого кружева — все это появится в дамских туалетах не раньше, чем через 300 лет. Единственная деталь фасона, которая существовала во времена Султана Сулеймана, — это декольте. Его изобрели еще в XIV веке в Бургундии при дворе Изабеллы Баварской. Но то была мода просвещенной Европы, и в мусульманской Османской империи декольте не могло появиться ни при каких обстоятельствах.

Это «тренды» XIX века, до которых современницам Султана Великолепного было примерно так же далеко, как тургеневским барышням до джинсовых брючных костюмов. Но кого волнует историческая правда в художественном сериале, где кипят интриги и страсти, а в кадре любят и страдают, побеждают и проигрывают яркие женщины в роскошных нарядах, над которыми трудились лучшие турецкие модельеры и художники по костюмам.

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin