Сколько уже всего сказано и написано про этот ‘трудный’ подростковый возраст. Но и поныне эта тема не утрачивает своей актуальности. Вновь и вновь на приём к психологу приходят обеспокоенные родители. ‘Как быть?’, ‘Мы теряем контакт с ним’, ‘Я не знаю, как мне себя вести, мои слова он игнорирует’, ‘Он скатился до двоек!’, ‘Друзья у него теперь на первом месте’, ‘Она постоянно вертится перед зеркалом. ‘, ‘Он врезал замок в свою комнату. Что делать?’. Примерно такие запросы поступают ко мне от родителей. Это было и это будет. Во все времена.
Дело в том, что формирование подросткового самосознания не может происходить спокойно. И родителям надо это принять, как факт. На многие вопросы подростки бессознательно ищут ответы, их волнуют темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти. Однако, есть темы, на которые с ними мало разговаривают родители, в силу ли вечной занятости, нежелания, неумения, или в силу ещё каких-нибудь причин. Но именно разговор о жизненных ценностях в ненавязчивой, недирективной форме, позволяет скорректировать различные деструктивные аспекты поведения подростков, снизить уровень их личностной тревожности и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты и наладить взаимоотношения со взрослыми.
Давайте определимся с границами подросткового возраста. Каковы они?
Наступление пубертата всегда сугубо индивидуально. Если учитывать, так называемую гетерохронность развития, другими словами, неравномерность развития и физиологического и психического, то верхняя и нижняя границы подросткового возраста не стойки и составляют примерно 11-12 до 14-15 лет.
В зависимости от культуры и социально-экономического уровня страны, длительность подросткового и юношеского возраста могут варьироваться. Хотя имеются и устойчивые характеристики этого возраста. Каковы же они, основные темы подросткового возраста? Это темы телесных и интеллектуальных изменений, конечно же, личностные и межличностные отношения подростка.
Прежде всего, поговорим о телесных изменениях подростка, потому, что эта тема наиболее важная и болезненная для большинства из них.
Кроме того, что ребёнок приобретает новое тело, он ещё и должен это тело принять, привыкнуть к нему. Особенно сильно страдают те подростки, которые первыми входят в пубертат, быстрее своих сверстников. Они стесняются своего нового тела, своих вторичных половых признаков и часто становятся объектами насмешек со стороны менее развитых сверстников. Так же страдают и те подростки, которые запаздывают со вступлением в пубертат.
Неправильное поведение взрослых так же может влиять на развитие телесных комплексов у подростка. Например, когда родители отрицательно реагируют на телесные изменения своих детей: ‘Ишь, груди отрастила, а ума нет’, ‘Глянь какой детина вырос! Да на тебе пахать надо!’, ‘Думаешь, басом говоришь, так уже и взрослый?’. Очень часто это приводит к тому, что вырастая, взрослый человек не любит своё тело, не принимает его, свои вторичные половые признаки. Я это часто наблюдаю, работая со своими взрослыми пациентами и пациентками.
Зачастую, учителя, так же могут неправильно реагировать на изменения тела своих учеников и подкреплять комплексы ребёнка своим антипсихологичным поведением.
Как можно было бы образно описать подростка? Подросток — это человек, который не может пройти мимо зеркала, не посмотрев в него. Зачастую, такое ‘верчение’ перед зеркалом, очень злит родителей. Но у этого процесса есть ещё и глубокий смысл, данный ритуал необходим подросткам, это ‘верчение’ помогает понять им, что ‘написано’ у них на лице.
В силу того, что подростки наиболее отрицательно относятся к своему телесному ‘Я’, отсюда может возникать, так называемая, дизморфофобия — страх своего телесного ‘Я’, страх мнимого недостатка. С уверенностью можно сказать, что данный вид фобии присутствует почти у всех подростков, различие имеется лишь в степени её проявления. У большинства подростков это проходит естественным путём, но у некоторых дизморфофобия остаётся до конца жизни и очень часто это приводит к различным садистическим действиям к своему телу, вглубине всего этого спрятано садомазохистское чувство к самому себе.
Как же помочь подростку принять своё новое тело? Как помочь ему научиться любить его? На мой взгляд, с одной стороны, необходима очень тонкая разветвлённая система упражнений со своим телом, телесно — ориентированная терапия. И с другой стороны, это очень важно, чтобы взрослый, рассказывая подростку о его вторичных половых признаках, говорил бы это в положительном ключе. Например, девочке, рассказывая о первых месячных можно сказать так: ‘Благодаря месячным, ты будешь ежемесячно обновляться, ты уже будешь способна родить, в отличие от тех, у кого их ещё нет. Всё оживает, всё обновляется. Конечно иногда, при этом ты можешь иметь плохое настроение, ты можешь раздражаться, но в это время обостряется твоя чувствительность, что делает тебя максимально открытой для всего нового. ‘
Очень важно подать это всё подростку в положительном ключе и крайне деликатно, психологично. Дети очень нуждаются в этом.
Обратимся к основным особенностям подросткового мышления, каковы основные интеллектуальные изменения в этом возрасте.
Самой главной особенностью интеллекта подростков является обобщённость мышления, появляется способность к формированию понятийной системы. Обобщая, подростки склонны к так называемым ‘мегаманическим залётам’, к высоким абстракциям. Например, на вопрос, что объединяет яблоко и грушу, мужчину и женщину, подросток может дать ответ: они- физические тела.
Другой особенностью подросткового мышления является категоричность. ‘Или так. или так. ‘. Бывает, что родители и учителя, то ли от страха, то ли от общей психологической необразованности, пресекают вопросы подростка, формируя тем самым, программу: ‘Не думай!’. Особенно это случается тогда, когда у взрослого имеются какие-либо тайны, о которых ребёнок не должен знать. Существует масса причин, по которым наблюдается интеллектуальное отставание подростка — от различных мозговых дисфункций и педагогической запущенности, до ‘заколдованности’, запуганности взрослыми.
А теперь, попробуем рассмотреть, как меняются личностные и межличностные отношения у подростков.
Главный вопрос для подростка — ‘Кто я такой?».
На мой взгляд, основное отличие подростка от ребёнка, в том, что дети ‘ткут’ свой образ из мнений о них многих других людей: родителей, друзей, одноклассников, учителей, а для подростка важно раскрыть то, что есть у него внутри — ‘я могу сам себя показать, только совершая что-то. ‘. Он задаёт себе вопросы: ‘Как они на меня смотрят?, ‘Что они обо мне говорят или думают?’. Ему кажется, что все на него смотрят и обсуждают. Подросток склонен ‘носиться’ со своей личностью, как кое-кто со списанной торбой. Но, для того, чтобы этот специфический личностный эгоцентризм не переходил в эгоизм, взрослым нужно показывать, как ведут себя люди в различных ситуациях.
Постепенно подросток начинает выгораживать своё личное пространство. Чем старше становится ребёнок, тем больше он начинает сопротивляться внедрению взрослого в пространство его тела. Ему все больше не нравится, когда взрослый туда влезает. Если есть своя комната, то он может повесить замок или табличку: ‘Не влезай — убьёт!’, или ‘Посторонним вход воспрещён’. Подростки желают, чтобы взрослые соблюдали правила приличия по отношению к ним. А взрослым, в свою очередь, хочеться как следует ‘наподдать’ подростку из-за своей незрелости. Для подростков очень характерно пересекаться именно с близкими взрослыми: отцом, матерью.
‘Снять взрослого с пьедестала’, именно так можно было бы назвать эту тему, которая все чаще и чаще проявляется у подростков. Если в детстве взрослый ‘стоит на пьедестале’, то подросток доказывает, что взрослый — это такой же человек, со своими недостатками. Появляются традиционные шалости, поддразнивать взрослых и посмотреть, как они отреагируют на это. Появляется склонность к ‘подкалыванию’ и критикованию взрослых.
Кому-то может показаться, что подросток не любит взрослых, но на самом деле, он амбивалентнен по отношению к ним. Взрослые подсознательно не желают, чтобы подростки взрослели. На самом деле, каждому подростку необходим взрослый, который стал бы для него учителем, мастером, которого превозносят, в которого влюбляются.
Для подростков очень важны экзистенциальные вопросы: ‘А как жить на свете?’ и другие базовые вопросы бытия: ‘Как они умудряются так жить, когда так тяжело. ‘, ‘А почему они смеются, ведь они все равно умрут. ‘. У родителей этого не спросишь, а вот у тренера или психолога можно и спросить. Особенно это можно спросить у тех, кто не помнит мою детскую предисторию, кто уважительно относится ко мне, на ‘Вы’.
Самое ужасное для подростков — это узнать, что взрослый — тоже маленький. ‘Если уж и взрослые не знают, то как жить дальше? Кто же знает?’. Почему чаще всего родители не могут быть наставниками для подростков? Потому что, у родителей видны их недостатки, нежели у другого взрослого. Если мы претендуем на роль взрослых, тогда у каждого из нас должна быть своя система ценностей, мы должны осмыслять свою картину жизни и помочь подростку построить собственную систему координат. Мы сами должны быть взрослыми прежде всего.
«Понять. Простить»: все серии, описание, актеры
Год: | 2006 |
Страна: | Россия |
Жанр: | документальный, драма |
На ТВ: | Домашний |
Режисер: | Толиб Хамидов, В. Власова, Гарри Закарян |
Актеры: | Александр Коржов, Екатерина Волкова, Александр Гордеев, Константин Демидов, Марина Ерисова и др. |
Возраст: |