Сколько жен может быть у султана

При слове «гарем» внутренний взор рисует красавиц, нежащихся в ожидании визита султана. А если воображение бурное – то и сексуальные сцены разной степени разнузданности. В реальности всё было проще, жёстче, эффективнее.
Институт гарема турки-османы переняли у арабов, приблизительно в XIV веке, само слово происходит от арабского «харам» — запрет, так как входить посторонним, особенно мужчинам, в покои султанских наложниц было запрещено. Впрочем, жизнедеятельность гарема обеспечивали мужчины, точнее – бывшие мужчины, евнухи. Причём, они были как белые, так и чёрные и между главами шла борьба за влияние, но сейчас не об этом.

По-турецки гарем султанов назывался Харем-и Хумаюн. Он имел чёткую иерархическую структуру. Внизу социальной пирамиды находились джарийе – одалиски, затем шли фаворитки султана (гюзде), потом – его жёны (кадын). Командовала гаремом мать государя, валиде-султан. Дочери, сёстры и наследники (шахзаде), не относясь к структуре гарема, обитали на его территории, представлявшей десятки комнат, помещений и садов. В классические времена Османской империи султанский гарем располагался во дворце Топкапы, Стамбул.
О численности одалисок ходят легенды, но амбарные книги дворца Топкапы позволяют установить точное количество: Сулейман Великолепный в 1552 году располагал 167 женщинами, Селим II — 73, у Мурада III было порядка 150. Как отмечает кандидат искусствоведения Александр Шутко, написавший несколько исследований и один художественный роман о султанском гареме, непосредственно в семью султана входило не более 4% от всех жительниц Харем-и Хумаюн. Это были те женщины, с кем он имел интимную связь.

Не все обитательницы гарема были рабынями, истинный источник пополнения – продажа отцами своих дочерей в возрасте 5-7 лет в школу при гареме, здесь их обучали до 14-15 лет. Отбирала новых наложниц, аджем, для гарема лично валиде-султан. Новенькие занимали низшую ступень иерархии. Родившие правителю наследника переводились в отдельные покои, им полагалась собственная прислуга и определённый доход, называемый «на башмачки». Кроме того, они переходили в разряд жён, но церемония бракосочетания проводилась необязательно. Настоящую революцию произвела Роксолана, известная как Хюррем-султан, добившаяся от Сулеймана Великолепного не только статуса свободного человека, но и женив его на себе. Причём, султан был ей верен, немало скандализировав тем самым подданных; по шариату можно было иметь 4-х жён. Заодно, он заложил традицию, которой придерживались несколько веков.
На статус наследника не влияло, кто была его мать – свободная или рабыня.

Дочери султана выходили замуж за высокопоставленных османов, могли развестись с мужем. Рекорд принадлежит Фатьме, дочери Ахмеда I — 12 раз. Кого-то казнил султан, кто-то погиб в бою или из-за болезней.

Сановники и царедворцы мечтали жениться на одалиске из султанского гарема: это были красивые, воспитанные, состоятельные женщины, да ещё это означало бы особую милость султана. Произойти это могло только, так сказать, с вышедшей на пенсию одалиской. Если султан 9 лет не притрагивался к ней, её отпускали из гарема со статусом свободного человека, обеспечивали хорошим домом и доходами из казны.
Но были и те, кто продолжал работать, сформулируем так, в администрации дворца. Их именовали уста – мастерицы. Занимали посты экономок, церемонийместеров, нянек, кормилиц, так далее, располагая уважением и немалыми доходами.
Каждая наложница в султанском гареме получала плату. Аджемам полагалось меньше всего – 6 серебряных акче в день ($518). Казначей, хазнедар – уста, получала, в зависимости от стажа, 140 – 250 акче ($750).

Фаворитки-матери детей государя, купались в деньгах. Хюррем-султан (Роксолана), родившая пять сынов и одну дочь, каждый день получала 2000 акче ($6000). На современные деньги – это больше $2 млн в год. Валиде-султан распоряжалась суммой вдвое выше, чем жена сулатана.ь и жёны султана активно участвовали в жизни империи, в частности – сопровождая повелителя в военных походах, навещая шахзаде-наместников в провинциях (санджаках), неофициально давая советы государю. Официально это делал визирь, но на его назначение могли влиять мать, фаворитки и жёны султана. Матери шахзаде, несомненно, пытались влиять на решение султана, кого назначить преемником, пишет Искандер Мамедов в книге «Расцвет и крах Османской империи. Женщины у власти». Для продвижения сына матери сколачивали группы поддержки из сановников и, главное, военачальников янычар. В частности, в 1512 г. янычары выступили на стороне младшего шахзаде Селима, предпочтя его менее воинственному старшему брату Ахмеду, несмотря на то что сам Баязид II открыто поддерживал именно его.

Вкусный рецепт!  Буржуйский салат с ананасом кукурузой

Жёны и фаворитки влияли на кадровые решения султана, покровительствовали тем или иным поставщикам султанского двора, вмешивались в вопросы войны или мира. Кроме того, они влияли на интеллектуальную элиту своего времени, в частности, на то, кто будет автором насихат-наме – наставлений юному султану.
Через жён и фавориток можно было привлечь внимание и милость султана. Впрочем, правильный заход был и через валиде-султан. В частности, именно так поступил Кутузов в сентябре 1793 года. Будучи послом России в Османской империи, он одарил валиде-султан Михришах, получил ответные подарки и аудиенцию у султана Селима III. В результате удалось укрепить влияние России в Турции и склонить последнюю к вхождению в альянс против революционной Франции. Влияние валиде-султан возрастает с XVII века из-за того, что на трон всходили малолетние султаны, и им нужна была опека. Ахмед I и Мурад IV стали султанами в возрасте 14 лет, Осман II – 13 лет, Мехмед IV – 7 лет. Валиде-султан в связи с важностью своей функции стремились получить соответствующую государственную подготовку.

Со смертью султана гарем не разгоняли, а переводили в Старый дворец, где они продолжали жить на полном обеспечении казны. Прислуга выполняла любые капризы экс — гарема. В Старом дворце жила и мать умершего правителя.

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Почему-то гаремы зачастую ассоциируются у нас с султанами или шейхами. На самом же деле гаремом мог обзавестись любой, у кого на это хватало средств. В доисламские времена мужчина мог иметь сколько угодно жен, но пророк Мухаммед ограничил их число четырьмя. При этом количество наложниц не оговаривалось, чем с успехом пользовались любители женских ласк. Наиболее распространены гаремы были в Турции, Египте, Индии, Персии и различных странах и племенах Африки.

Султанский гарем отличался от остальных не только количеством евнухов. Для многих юных девушек попасть в гарем султана было большой удачей и зачастую – самым лучшим поворотом судьбы.

Девушку, как правило, покупали в очень юном возрасте, чтобы она успела получить хорошие навыки в искусстве обольщения мужчин.

Те же, у кого были хорошие внешние данные, получали своего рода образование. Их учили играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и готовить. Иностранок обучали турецкому языку. Наложницам султана предоставляли великолепные возможности для отдыха и развлечений – как в самом гареме, так и в окружавших его садах, где они играли в разные игры, в том числе очень подвижные и шумные. В такие моменты они давали выход своей нерастраченной физической энергии и становились похожими на детей. А сам гарем в каком-то смысле можно сравнить со школой для девочек, с той лишь разницей, что в этом заведении их готовили к тому, чтобы они, время от времени отдаваясь своему повелителю, ублажали его как можно более изощренными ласками.

Вкусный рецепт!  Как заживить трещины на губах

Провинившиеся подвергались физическим наказаниям. Обычно их секли розгами, а не били палками по пяткам, так как это традиционное турецкое наказание могло нанести непоправимый вред здоровью наложницы, то есть сделать ее калекой.

Обитательницы гаремов ценили положение, в котором находились. Они ели деликатесные блюда и пили изысканные напитки, когда хотели. У них не существовало никакого твердого распорядка дня. Они спали сколько угодно, играли, занимались интригами, направленными против той, которая на данный момент являлась фавориткой хозяина, или, наоборот, интриговали в ее пользу в бесконечной борьбе за более высокое место в сложной иерархии этого специфического института.

Если султану были нужны наложницы для какой-либо цели (например, он хотел послушать игру на турецкой флейте и пение или посмотреть танцы), он уведомлял об этом дежурную наставницу. Она выстраивала обитательниц гарема в шеренгу, а монарх осматривал их. Если на какую-то из них он посмотрел особенно пристально, это означало, что позднее она должна была провести с ним ночь. Иногда в таких случаях султан еще больше конкретизировал свой выбор, бросая носовой платок в сторону приглянувшейся ему одалиски.

Ту, которой улыбнулось счастье, – а ведь внимание султана могло означать множество привилегий впоследствии, – готовили к свиданию с монархом со всем тщанием. Процедуры длились, как правило, часами и всеми своими хлопотами, беготней и суматохой напоминали предсвадебные приготовления европейских невест .

Наконец несколько пожилых черных невольниц вели наложницу в личные спальные покои султана, которые находились там же, в гареме. Пара таких невольниц должна была быть в спальне всю ночь, и каждые два-три часа на смену одним приходили другие. Их главной обязанностью был присмотр за двумя факелами, которые горели до рассвета. Один из этих факелов находился у двери, а другой – у подножия кровати.

Утром султан вставал первым и надевал чистую одежду, а не ту, в которой он пришел вечером. Эта одежда вместе со всеми деньгами, которые были в карманах и зачастую составляли немалую сумму, доставалась в качестве подарка спящей наложнице.

Что касается женщин, родивших султану детей, то обычно он больше не спал с ними, но отсылал в другие имперские гаремы, откуда им нетрудно было вырваться, если они находили себе достойную пару и с согласия повелителя выходили замуж.
Одна женщина постоянно держала в своих руках бразды правления всем заведением. Это мать монарха, которая носила титул валиде-султан.

Название "гарем" происходит от арабского слова "харам" — "запретное". Это женское помещение, "женская половина", жизнь которой всегда подчинялась строгим правилам. Глава султанского гарема — мать падишаха, "валиде султан", отбирала для сына женщин. Будущее зависело от красоты и таланта. Самые умные становились женами султана, его вассалов. Остальные жили в гареме до глубокой старости, иногда — достигая важных должностей.

В любой момент султан мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, и тогда старых жен он приказывал казнить. Надоевшую жену или наложницу живой сажали в кожаный мешок, кидали туда же дикую кошку или ядовитую змею, завязывали мешок, и по специальному каменному желобу спускали с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся почитали за счастье, если знали заранее, что их просто быстро удавят шелковым шнурком.

Вкусный рецепт!  Приготовление хвоста бобра в домашних условиях

rama909

Сколько детей имели право рожать наложницы в гареме.

Падишах мог проводить ночи плотских утех с одной и той же наложницей, но лишь до тех пор, пока у нее не родится мальчик. Каждая рабыня мечтала родить сына от своего повелителя, хотя понимала, что после рождения мальчика султанского ложа ей не видать.

После рождения мальчика интимная жизнь наложницы заканчивалась. Соблюдение этого обычая было в ведении валиде-султан. Наложницы могли рожать дочерей падишаху сколько угодно. Но сыновей — нет. Султан не мог противиться правилам и был вынужден отдалять от себя даже самых приятных и близких сердцу и душе женщин, дабы не подвергать опасности свою независимость.

Но в ту эпоху часто проходили битвы, осуществлялись длительные походы, буйствовали эпидемии, было много врагов, другими словами, смерть могла поджидать где угодно, и одного сына было мало.

Законная супруга несла некую угрозу свободе султана, так как Османская Империя наделяла законных жен падишаха определенными правами, используя которые, она могла существенно ограничивать свободу действий последнего.

В ту эпоху соблюдение правила «одна наложница — один сын» возможно было лишь отказом от плотских утех, что не приемлемо для султана и ограничивало бы его сексуальную жизнь. Эффективной контрацепции не было.

С середины 14 века династия росла и процветала, так как все дети Падишаха были рождены от разных женщин, рабынь. А падишах оставался абсолютно независимым и при этом ничего не мешало ему иметь много сыновей.

Но не так все просто, трон мог занять любой из наследников, не зависимо от возраста и того, какая наложница его родила. Каких-либо привилегий ни у одного наследника не было, и за трон приходилось бороться, порой даже очень жестокими методами.
Истоки этой практики известны еще со времен Мурада Первого. Матери шахзаде различными способами: с помощью интриг, сплетен, различных заключенных союзов, прилагали большие усилия, чтобы усадить своего сына первым на престол. В борьбе за власть и престол все родственные чувства отпадали в сторону, и братья, хоть и сводные, сражались между собой, не щадя друг друга.

Узаконивание братоубийства (всех наследников престола убивали удушением, кроме одного, ставшего султаном и имевшего на момент восхождения на престол хотя бы одного сына) — предельно жестокая практика, позволившая Османской Империи сохранить свою целостность и процветать несколько веков.

В течение «Классического периода», до 16 века, правило "одна наложница — один сын" действовало, но в 17 веке Ахмед Первый прервал этот обычай, но все же он имел место вплоть до 19 века. Но и тут были исключения.

Хюррем-султан и ее дети. Из них только один ребенок — дочь.

Наиболее удачливые наложницы
— Хюррем — наложница султана Сулеймана была очень близка с ним и родила 5 сыновей. Ее сын Селим стал следующим султаном.

— Сафие родила Мураду III двоих сыновей — Мехмеда и Махмуда.

— Кёсем, которая была наложницей Ахмеда I родила 4 сыновей. Один из сыновей стал султаном Мурадом IV.

— Эметуллах Гюльнуш родила Мехмеду IV двоих сыновей, которые оба стали султанами — Мустафа II и Ахмед III.

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin