Синдром неудачника у мужчины

Психологический портрет. Синдром неудачника.

В каждый период жизни у ребёнка имеется определённая структура психологических особенностей. Психологические особенности влияют на его поведение, определяют его деятельность, степень её успешности, интенсивность, соответсвие социальным тербованиям и т.д. От характера поведения ребенка зависит, как будут реагировать на него окружающие (родители, учителя, воспитательница детского сада, сверстники). Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.

Подобные реакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, к закреплению имеющихся психологических особенностей ребенка. Получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребенка зависит его поведение; оно вызывает определенные реакции окружающих, а эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребенка, устраняя или, наоборот, заостряя их.

Наиболее стойкие отклонения в психическом развитии возникают в тех случаях, когда реакции окружающих обостряют ту самую психологическую проблему ребенка, которая порождена или закреплена отношением к ней взрослых. Стараясь преодолеть трудности в поведении ребенка, взрослые, сами того не осознавая, своим поведением, наоборот, их закрепляют. Тут возникает уже не просто замкнутый, а порочный круг, преодолеть который бывает очень трудно. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребенком, сможет его разрушить.

Основной психологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п.

Состояние тревоги проявляется как ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности. Ситуация, которую большинство детей восприняло бы как вполне рядовую, при высоком уровне тревоги вызывает стресс. Для ребенка, находящегося в этом состоянии, характерны постоянные опасения и страхи. Затруднено принятие решений, так как ребенок чрезмерно фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение.
Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.

В период подготовки к обучению в школе или немного позже — в начале школьного обучения — происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка появляется тревога, падает уверенность в себе, снижается самооценка. Это, в свою очередь, вызывает отнюдь не улучшение, а ухудшение результатов. Естественными следствиями тревоги и неуверенности являются непродуктивные траты времени на несущественные детали задания, отвлекающие от работы рассуждения (например: «Как будет плохо, если я опять получу двойку»), отказ от заданий, которые заранее кажутся ребенку слишком трудными. Понятно, что этот путь ведет ко все более глубокой неуспеваемости.

Ане 9лет. Она учится в третьем классе и уже второй год слывет «двоечницей», но до сих пор и родители, и учительница с этим почему-то мирились. Теперь терпение учительницы иссякло. Она сказала, что Аню надо либо оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.
Психологическое обследование показало, что у Ани не особенно высокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Запас знаний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сделать невозможным обучение в массовой школе. Повышена утомляемость, снижена работоспособность. Вероятно, это следствие перегрузки: отец девочки рассказывает, что у нее очень много дополнительных занятий — это, по его мнению, единственный способ научить ее тому, что требует школьная программа.
Главная психологическая особенность Ани — это очень высокий уровень тревоги, беспокойства. Она все время боится сделать ошибку. Из-за этого иногда она вовсе отказывается от выполнения заданий, которые ей вполне по силам. Иногда, все же взявшись за задание, она столько внимания уделяет мелочам, что на главное у нее уже не остается ни сил, ни времени. Рисуя, она больше пользуется ластиком, чем карандашом. Это не имеет особого смысла, так как новая проведенная ею линия обычно ничем не лучше стертой, но времени на каждый рисунок тратится вдвое или втрое больше, чем нужно.

Нередко порочный круг запускается необоснованно завышенными ожиданиями и требованиями родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка воспринимаются родителями, а значит, и им самим, как неудачи. Хотя всем известно, что «тройка» означает «удовлетворительно», родители часто рассматривают эту отметку как неудовлетворительную. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту беспокойства и вследствие этого к реальной неуспеваемости, к «двойкам». При завышенных ожиданиях родителей, озабоченных достижениями ребенка с раннего детства, неуспешность может складываться уже в начале дошкольного возраста.

Итак, основой для вывода о том, что у ребенка наблюдается синдром неудачника, служит сочетание следующих данных:

  • низкие достижения ребенка. Взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной;
  • высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе. Это центральное психологическое звено череды неудач. Как правило, наиболее болезненной сферой является школьно-учебная;
  • установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихся взрослыми.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии нередко появляются к концу начальной школы.
В подростковом возрасте у детей-«неудачников» нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.

Вкусный рецепт!  Как поднять серотонин в мозгу

СОВЕТЫ
Главное, что должны сделать взрослые, чтобы переломить синдром неудачника — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке работы ребенка надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать весьма посредственные результаты ребенка с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, способным реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен — в спорте, в хозяйственно-бытовых делах, в компьютерных играх или в рисовании — это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что, если он научился делать хорошо какое-то одно дело, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть он хорошо бегает. Тогда нужно определить его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями. Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего синдромом неудачника, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Родителям и учителям необходимо отбросить нетерпение: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревоги и неуверенности в себе не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна стать сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижаются опасения, связанные со школой, и начинают накапливаться некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, следует при этом смещать акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы. Не стоит фиксироваться на области неуспеха — школьных отметках. Напротив, в качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро интересующей сферы деятельности должна подчеркнуто выделяться та, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обретая утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат синдрома неудачника — резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. Таким образом, чем меньше родители фиксируют ребенка на школе, тем лучше для его школьных успехов.

Под конец вернемся к вопросу, поставленному родителями Ани, -имеет ли смысл оставлять ребенка-«неудачника» на второй год или следует перевести его во вспомогательную школу? На этот вопрос в данном случае следует ответить отрицательно. Дублирование обучения в третьем классе еще больше снизит уверенность Ани в себе (хотя понижать ее почти некуда) и тем самым закрепит синдром неудачника.

Не следует отдавать Аню и в школу для умственно отсталых детей или в школу для детей с задержкой психического развития. Действительно, причиной хронической неуспешности некоторых детей является нарушение психического развития. В этом случае перевод в специальную школу будет полезен и, скорее всего, поможет преодолеть возникшие трудности. Такие школы предназначены для детей со сниженным уровнем умственного развития. У Ани причина школьной неуспешности другая — неверие в собственные силы. При этом способности девочки вполне достаточны, чтобы усваивать учебный материал. Для того чтобы эти способности проявились, занятия должны стать более живыми и интересными, а родители должны перестать непрерывно ругать Аню. Тогда девочка, безусловно, сумеет выбраться на уровень «троечницы», что для нее является определенным достижением.

Итак, чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:
• обеспечить ему ощущение успеха;
• снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
• хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения;
• обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

по книге Е.И. Морзовой "Проблемные дети и дети-сироты"

Есть в моем окружении человек, на долю которого выпало уже столько неприятностей, что хватило бы на целую книгу под названием «Я и мои злоключения».

Вкусный рецепт!  Чистка тканевого дивана в домашних условиях

Синдром неудачника на его примере означает, что отлетевшая от чего-нибудь болванка обязательно попадет ему в ногу, долгожданный отпуск омрачится тем, что-либо, спасаясь от внезапно возникшей зубной боли, попадет в лапы какого-нибудь молодого практиканта, который не поможет, а только навредит, либо наступит на ракушку после чего нога распухнет до размеров несоизмеримых с обувью.

А количество мелких осколков, которое доставали ему из глаз, заставляет задуматься: что же это — злой рок или качества характера, которые неприятности эти притягивают магнитом? А как насчет несчастливых звезд, в которые так верят люди с синдромом неудачника?

Как бы там ни было, проблема есть, и надо ее как-то решать.

Можно погружаться в школьные воспоминания, выискивая в них корень всех бед и несчастий, а найдя его в виде себя, подростка в очках, обиженно возглашающего к злобным мальчишкам «ну отдайте портфель», заменить его на супергероя, который колотит мальчишек этим самым портфелем. Можно заниматься аутотренингом, под названием «я становлюсь любимчиком фортуны» и представлять, как удача берет за руку и ведет дальше по жизни. А можно признать тот факт, что только определенный образ мышления и одни и те же способы реагирования на ситуации, приводят к неизменной череде несчастий, которые сыпятся, как горох на голову.

Видя впереди себя лужу, человек с синдромом неудачника вздохнет: ну вот, сейчас опять не повезет, и непременно ступит в нее, даже не пытаясь как-то обойти.

Или есть, к примеру, такие ситуации, на которые кто-то не обратит совершенно никакого внимания, а кто-то, страдающий вышеупомянутым синдромом, испытает стресс, прокрутит в голове, как фильм, раз так двадцать и пополнит этой новой неприятностью свою копилку неудач. Получается, что для таких людей неудача — лишь очередное подтверждение, что звезды сыграли с ними злую шутку, которое подкрепляется и растет по мере накопления бед.

Программа «мне жутко не везет» записана на подсознание, как на пленку.

Реакции реагирования на неприятности могут быть следующими:

Смиренное принятие всех бед. Грустные глаза ослика Иа и фразы «такой уж я уродился, ничего тут не поделаешь», сопровождаемые вздохами. Создается впечатление, что такие люди настолько срослись с этим образом, что добровольно подставляют себя под все удары жизни и, даже имея в запасе определенное количество вариантов, все равно выберут худший.

Отчаянная борьба со всеми своими бедами и желание доказать всему миру, что жизнь состоит из сплошных подарков фортуны. Одно только слово «неудачник» звучит, как призыв поднять голову повыше, мол, вы, кого, уважаемые, имеете в виду. Колоссального напряжения стоит эта борьба, да и у окружающих вызывает смех. Человек, используя эту реакцию, пытается убедить всех в своей успешности и удачах, которые льются на него, как из рога изобилия, как пыталась убедить всеми любимая Проня Прокоповна завидного жениха в своей принадлежности к дамам высшего света.

Попытки изолировать себя от всего мира. Закрыться в своей раковине и отказаться от насыщенной и яркой жизни, потому что она полна опасностей и несчастий. Следовать только одной узкой, но протоптанной дороге, не отступая ни на шаг. Девиз по жизни — лучше не высовываться. Отличный пример — герой рассказа Чехова «Человек в футляре», Беликов, любимой фразой которого была «как бы чего не вышло». Кто его знает, что за беда притаилась и ждет за новым поворотом.

Любая реакция бегства от своих несчастий вызывает противоположный эффект, под названием «Я от неудач бегу, а они за мною гонятся».

Так как же реагировать наиболее правильно и безболезненно для себя?

Принять себя и свои неудачи без агрессии и злости, без грусти и печали, но с неизменным юмором. Ведь так можно и любимцем публики прослыть за счет своих веселых историй, превратив невезучесть в своеобразную изюминку. Иногда комики создают себе прекрасные рейтинги, высмеивая себя и свои недостатки. Так вот посмеешься над случившимся вместе со всеми, глядишь, и легче станет. Как в словах из известной песни группы «Несчастный случай», в ответ на вопрос, что делал он в жизни земной — «не так уж и мало, я просто всегда умел смеяться над собой».

1. Оправдания или действия?

Признайтесь, наверняка у каждого из вас возникали мысли о том, что ваша жизнь могла бы сложиться иначе, если бы вы пошли, скажем, на лингвиста, а не на экономиста. Может быть, ездили бы сейчас в качестве переводчика или travel-журналиста по миру, а не сидели в душном офисе, выполняя рутинные бухгалтерские отчеты. А скажи вам: «В чем же дело? Еще не поздно получить второе высшее образование», то найдется масса причин и отговорок – и годы не те, и работы много, и у детей проблемы, да и здоровье как-то ни к черту.

Большинство из нас лелеет мечты по сей день, но оправдывает свою бездеятельность тем, что приходится выполнять другие обязательства. Мы придумываем в свое оправдание совершенно пустые отговорки. Знаете ли вы, что Цезарь писал свои комментарии ночью в палатке, когда все римское войско спало, а на следующее утро вел солдат на сражения? Знаете ли вы, что Гендель написал свои лучшие музыкальные произведения после того, как врачи сказали ему, что он неизлечимо болен; что Бетховен писал музыку и после того, как совершенно оглох? Вы представляете себе толщину романа «Унесенные ветром»? Маргарет Митчелл написала его, работая в газете полный день. Подумайте еще раз о заветных желаниях, хранящихся в вашей душе. Взвесьте аргументы, придуманные вами в оправдание невозможности исполнения мечты. Отбросьте их в сторону и настройтесь на то, что ваши желания исполнимы и воплощение их находится в ваших руках. Помните – вы единственный, кто удерживает вас на месте!

Вкусный рецепт!  Рецепт засолки волнушек холодным способом на зиму

2. Кто-то другой или я?

В вашей жизни мало позитивных событий, а во всех перипетиях, будь то неприятности на работе или в личной жизни всегда кто-то виноват. Знакомо? Много лет назад вице-король Неаполя, герцог Ассунский, нанес визит в Испанию, в город Барселону. В то время в гавани стояла галера, на которой гребцами были прикованные к веслам осужденные. Герцог поднялся на борт галеры, обошел всех заключенных и каждого спросил о том, что привело его на каторгу. И практически ответили, что их предали, обманули и незаслуженно обвинили. Но один человек признался: «Я здесь потому, что заслужил это. Я возжелал денег и украл кошелек. Я заслуживаю того, что мне приходится терпеть». Он повернулся к капитану галеры и сказал: «Все эти люди не виновны и попали сюда из-за несправедливого суда, но среди них есть один преступник. Давайте же освободим его, пока он не заразил остальных своей испорченностью». И человек, признавший вину, был отпущен на свободу и помилован, в то время как те, кто нашел себе оправдание, остались на галере. Учитесь прощать и любить себя, невзирая на ошибки. Принимайте свои ошибки. Прощайте и любите себя за эти ошибки, и тогда вы станете свободны от жизни галерного раба. Вы получите возможность жить так, как должны. Все начинается с того, чтобы взять на себя ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее.

3. Обладать во что бы то ни стало?

Бывает так, что нам очень чего-то хочется и кажется, что все получится. Мы беремся за дело, но тут возникают какие-то трудности – одно, второе и так по возрастающей. Мы теряемся, и в итоге бросаем начатое дело, свалив решение накопившихся проблем на кого-то другого – родных, близких, знакомых.

Когда раджи в древней Индии хотели разорить подданного, они дарили ему белого слона. Необходимость кормить его, ежедневно мыть и украшать приводила человека к нищете. То же самое и с нашей жизнью. Многое из того, о чем мы мечтаем или желаем на поверку оказываются белыми слонами. Есть люди, которые перестают стремиться к чему-либо, если не могут получить это немедленно. Существует огромная разница между тем, чего мы хотим, и тем, в чем мы нуждаемся.

4. Избегание или достижение?

Некоторые выбирают в жизни путь наименьшего сопротивления: поступают в институт, на который небольшой конкурс, встречаются с теми партнерами, которые сами выбирают их, работают там, где от них мало чего требуют. А все потому, что полагаются на волю судьбы, боясь ошибиться.

И какой смысл прекращать деятельность только потому, что мы делаем ошибки? Мы бы ничего не достигли, если бы бросали заниматься тем, в чем хоть раз допустили ошибку. Какие бы ошибки ни совершались в прошлом, они стали жизненно важной частью вашего опыта. Используйте их как возможность встряхнуться и начать снова: не сдавайтесь и не прекращайте начатое только потому, что у вас не получилось с первого раза!

Все мы помним сказки. В центре сюжета всегда какое-то сказочное везение, которое позволяет героям схватить за хвост жар-птицу, выудить золотую рыбку и т.п. И затем «по щучьему велению» начинаются чудеса, к совершению которых герой даже не прилагает никаких усилий. Разве можно решить проблему, если верить, что решение от тебя не зависит?

5. Прошлое или здесь и сейчас?

Некоторые из нас буквально живут прошлым – нынешним партнерам они постоянно рассказывают о бывших возлюбленных и женах, сетуя на то, что те разбили им сердце. Или на новом месте работы «плачутся в жилетку» по поводу того, какими крутыми сотрудниками были в прошлом офисе.

Каждый раз, когда вы копаетесь в старых горестях или ошибках, вспоминая их снова и снова, или хуже того – рассказываете о них другим, вы, образно говоря, раскапываете старую могилу, где похоронены все ваши неудачи. При этом вы хорошо знаете, что ожидаете найти. Живите в настоящем, нацельтесь на текущие события, стройте планы на будущее и оставьте прошлое в покое. Жизнь слишком драгоценна, чтобы постоянно пребывать в прошлом!

1. Всегда и везде ждите от себя только неприятностей (больших и маленьких).

2. Если на вас неожиданно свалился успех, сделайте все, чтобы его не замечать, или, если это совсем невозможно, убеждайте себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро закончится.

3. Будьте во всем последовательными и принципиальными. Ни за что и никогда не меняйте своих решений и не отступай от принципов.

4. Выберите одно из двух: или придерживайтесь чужих советов, или действуйте напролом, как придется. Самое главное – не обращайте внимания на то, что в действительности происходит.

5. Изо всех сил уклоняйтесь от возможностей проверить себя, свои способности. Избегайте трудных ситуаций.

6. Со страстью занимайтесь коллекционированием своих бед и неприятностей. Хольте и лелейте каждую, не забывая ни об одной. Относитесь к каждой из них, как к своему личному достоянию.

7. Побольше занимайтесь самооправданиями. Помните, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину, одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавайте вопрос – «Кто виноват?», и никогда – «Что делать?».

8. Относитесь ко всему как можно серьезнее. Не позволяйте себе легкомысленного взгляда на вещи.

9. Рассматривайте каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.

10. Избегайте любви к себе!

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin