Содержание:
- 1 10. Антонио Вивальди: L’Olimpiade
- 2 9. Гектор Берлиоз: Осуждение Фауста
- 3 8. П.И. Чайковский: Евгений Онегин
- 4 7. Вольфганг Амадей Моцарт: Похищение из сераля
- 5 6. Гектор Берлиоз: Бенвенуто Челлини
- 6 5. Джузеппе Верди: Травиата («Падшая женщина»)
- 7 4. Джоаккино Россини: Севильский цирюльник
- 8 3. Жорж Бизе: Кармен
- 9 2. Вольфганг Амадей Моцарт: Дон Джованни
- 10 1. Вольфганг Амадей Моцарт: Женитьба Фигаро
- 11 Рекомендуем посмотреть:
- 12 Названы 50 лучших опер всех времен и народов
Человеческий голос — самый прекрасный инструмент, созданный Богом. Сочетание голоса и звуков музыкальных инструментов в драматическом представлении является вершиной художественных достижений человека. Это опера. Ниже представлены 10 величайших опер всех времен и народов.
10. Антонио Вивальди: L’Olimpiade
Вивальди хорошо известен из-за The Four Seasons и нескольких других концертов. Но сам композитор считал себя преимущественно автором опер. Большую часть своей карьеры Вивальди провел в качестве путешествующего импресарио, давая представления по всей Европе. Компанию ему составляли две девушки. Молодые сестры-певицы принимали участие в его постановках, и именно их присутствие и послужило поводом для слухов о распутном священнике-композиторе.
Либретто опер Вивальди сложны и обычно веселы.
L’Olimpiade — история любви монархов и простолюдинов, которая случилась во время древних Олимпийских игр, является одной из самых ярких композиций Антонио Вивальди в этом жанре.
9. Гектор Берлиоз: Осуждение Фауста
Эрос может не только придать остроты настоящей любви. Он также может и все разрушить, если разрушить, если исключить все остальное. Это основная тема «Фауста» Берлиоза, основанная на знаменитой истории Гёте. И хоть технически это не совсем опера, ее постановку вполне можно считать таковой.
Фауст, утомленный лишь философскими занятиями, был соблазнен Мефистофелем. Приманкой для соблазна послужила Маргарита. Когда желание владеть ею полностью поглотило Фауста, он продает свою душу дьяволу, чтобы спасти Маргариту от смерти. В кульминационной «Поездке в бездну» Мефистофель приводит Фауста к его гибели в глубине Ада. Мрак развязки облегчается только тем, что душа убитой Маргариты поднимается на Небеса – лишь тут Берлиоз изменил сценарий Гете.
8. П.И. Чайковский: Евгений Онегин
Немногие композиторы способны соперничать с Чайковским, когда речь заходит о том, чтобы затронуть самые глубины человеческой души, проложить путь к самому сердцу.
На основе одноименной поэмы музыка Чайковского рассказывает историю молодой красивой Татьяны, которая влюбляется в друга жениха своей сестры. Онегин — человек осторожный, и не может ответить Татьяне взаимностью.
Далее события развиваются трагическим образом. Между Онегиным и его другом Ленским разгорается спор, который завершается гибелью Ленского на дуэли.
После долгих лет пребывания вдали от Татьяны Онегин понимает, что действительно любит ее. Но уже слишком поздно: Татьяна вышла замуж и полна решимости оставаться верной мужу. Несмотря на все еще сильные чувства к Онегину, она отвечает ему отказом. Опера заканчивается одиночеством Онегина.
7. Вольфганг Амадей Моцарт: Похищение из сераля
«Волшебная флейта» так же восхитительна и глубока, наполнена высоким настроением и сильным чувством, как все иные ее предшественницы — великие оперы Моцарта.
«Похищение из сераля» демонстрирует мастерство исполнителей оперного письма композитора и его способность изображать комичные и трагические моменты жизни в бесшовной музыкальной мозаике. История проста: два испанца отправились спасать своих любимых из турецкого гарема. Счастливый финал типичен для Моцарта и не удивляет — кажущийся злодеем турецкий паша дает своим пленникам свободу.
6. Гектор Берлиоз: Бенвенуто Челлини
Будучи сыном отца — атеиста и матери — католички, творчество Берлиоза часто отражает это двойное религиозное наследие. Бенвенуто Челлини — рассказ об одноименном художнике эпохи Возрождения, который создал великую статую Персея.
Челлини явно является образцом для самого Берлиоза: художник, который преодолевает все препятствия, в том числе поставленные Церковью, чтобы найти свою истинную любовь, доказать свое превосходство своим сверстникам и продемонстрировать, что человек действительно является мерилом всего.
5. Джузеппе Верди: Травиата («Падшая женщина»)
«Травиата», безусловно, является самой откровенной и противоречивой оперой для викторианской Европы средины девятнадцатого века. Эта трагическая история любви молодой куртизанки Виолетты и дворянина Альфредо в глазах критиков своей недостойностью превзошла даже скандально известного в восемнадцатом веке Дон Жуана Моцарта.
В опере используются характерные для недоразумений между любовниками сюжетные переходы и несостоявшийся, но такой желанный и ожидаемый, счастливый финал из-за смертельно больной туберкулезом Виолетты.
4. Джоаккино Россини: Севильский цирюльник
Джоаккино Россини в некоторой степени можно считать преемником Моцарта, хотя его энергичные оперы не были столь возвышенными и не имели той глубины, характерной для Моцарта.
Севильский цирюльник — это своего рода эпилог для «Фигаро» Моцарта. Речь в нем идет о приключениях того же веселого, порой немного коварного слуги, чья свадьба лежит в основе прежней оперы. Персонажи и их озорство будут знакомы тем, кто любит Фигаро.
3. Жорж Бизе: Кармен
Удивительно, что музыкальные снобы все еще воротят носы при звуках этой великой оперы. Основываясь на новелле Проспера Мериме, основная сюжетная линия — соблазнение слабовольного дона Хосе. Он испанский офицер, который покидает свою семью, забывает о долге, пятнает честь и добродетель, теряет разум и, наконец, отдает душу из-за всепоглощающего желания обладать прекрасной цыганкой.
Музыка для арий Кармен — самая соблазнительная в репертуаре, поэтому нельзя обвинить дона Хосе в том, что он все-таки поддался соблазну. Позже, будучи отвергнутым Кармен, в каждом его жесте и слове остро чувствуется тоска.
Финал оперы трагичен: доведенный до полного отчаяния отвергнутый любовник убивает Кармен.
2. Вольфганг Амадей Моцарт: Дон Джованни
В то время, когда опера была либо буффа — комическая, либо сериа – серьезная, Моцарт и его либреттист Лоренцо да Понте создали нечто, не вписывающееся ни в тот, ни в другой формат, и назвали его шутливой драмой.
Это история об аристократе Доне Джованни, чья цель в жизни — соблазнить как можно больше женщин любыми средствами, будь то убеждение или сила.
Шедевр Моцарта прекрасно сочетает серьезное, даже пугающее, с юмором. Он очарован человеческими отношениями, и хотя согласно сюжета многие действия совершались из-за напряжения между доном и его слугой Лепорелло, Моцарт рассматривает социальные классы не как определяющие для человеческого взаимодействия, а как объектив, благодаря которому природа человека может быть лучше изучена.
Опера вызывала дебаты со времени ее премьеры. Романтики, которые не любили старомодную морализацию, часто сокращали финальный секстет оперы, в котором выжившие персонажи понимают падение Дона и воспринимают его как: «Таким образом, это злодей».
И хотя Моцарт был уверен в том, что в конце оперы появляется похотливый Дон, нет никаких сомнений в том, что композитор не мог не восхититься доблестью Джованни, который бегает вокруг других персонажей оперы, оставляя их с носом, и которого побеждает только акт сверхъестественной мести.
1. Вольфганг Амадей Моцарт: Женитьба Фигаро
«Возможно, это самая любимая опера Моцарта»,- говорил либреттист Да Понте о попытке графа Альмавивы соблазнить служанку Сюзанну, к тому же невесту Фигаро. Хоть аристократия и сам граф издеваются над правом первой ночи, как и в Don Giovanni, Моцарт менее внимательно относится к отношениям межклассовым. Куда более захватывающей есть битва полов, поскольку именно в ней раскрывается человеческая душа и с оглядкой на души далее создаются альянсы.
Сюзанна и пренебрегаемая графиня, например, собираются сыграть шалость с графом, сорвав его попытку провести подпольное свидание с служанкой своей жены. «Ария ветра», которую исполнили две женщины, когда они сговариваются, — одно из самых очаровательных творений, когда-либо созданных композитором.
И поскольку Женитьба Фигаро все-таки опера-буффа, развязка сюжета весьма волнующа: раскаявшийся граф просит прощения графини, и порядок восстанавливается.
Рекомендуем посмотреть:
Видео, которое ознакомит вас с десяткой величайших и известнейших оперных арий, созданных величайшими композиторами всех времён:
Можно ли гармонию поверить алгеброй, иными словами – искусство статистикой? Статистические выкладки незаменимы и эффективны, например, при анализе социальной активности населения или спортивных достижений – там, где велика роль количественных факторов, которые можно измерить цифрами и на их основе выявить объективные закономерности.
А искусство с его качественными характеристиками, тайной творчества, индивидуальными талантами – о чем там может рассказать статистика? Только о мейнстримных настроениях толпы, или, говоря попросту, широких масс? Или о чем-то более важном и всеобъемлющем – о характере культурно-исторических процессов в современном обществе?
Правда, искусство – не только область духа, но и коммерция. И если речь идет об опере, то можно часто услышать от театральных менеджеров и руководства оперных театров такую фразу: «Это, конечно, замечательная вещь, но массовый зритель на нее не пойдет – ставить не будем». Так настроения социума властно вторгаются в хрупкий мир прекрасного!
Всё это вопросы глобальные и разобраться в них непросто. Тем не менее, мы решили сегодня предложить читателям несколько статистических выкладок из мира оперы. Не претендуя на исчерпывающие ответы, они дают любопытную информацию – какие национальные школы, авторы и произведения нынче наиболее популярны в мире? При подготовке статьи использовался сайт Operabase.com. Сведения обобщают показатели 5-ти сезонов с 2007/08 по 2011/12 гг. Появившиеся недавно на этом ресурсе обновленные данные, включающие показатели последнего сезона, не сильно отличаются от итогов предыдущих лет.
I. Десять наиболее популярных оперных композиторов
Примечание: в таблице указано количество постановок, в скобках – количество произведений, включая различные редакции опер, адаптации (в т. ч. детские), а также масштабные вокально-инструментальные опусы (оратории, реквиемы, сценические кантаты, мессы и др.).
- Верди — 3020 (29)
- Моцарт — 2410 (25)
- Пуччини — 2294 (13)
- Вагнер — 1292 (14)
- Россини — 1045 (42)
- Доницетти — 853 (29)
- Р.Штраус — 655 (15)
- Бизе — 654 (7)
- Гендель — 598 (60)
- Чайковский — 432 (7)
В двадцатку входят также Бриттен (13 место), Гуно (16), Леонкавалло (17), Яначек (18), Масканьи (19) и Беллини (20). Группа русских композиторов – Стравинский, Мусоргский, Римский-Корсаков и Прокофьев – расположилась на удивление плотно и занимает соответственно 28-31 места.
II. Десять ныне здравствующих композиторов
Примечание: в таблице приводятся имена наших живых современников, чьи произведения чаще всего ставятся в музыкальных театрах. Занимающий 1-е место Ф.Гласс в общем рейтинге всех авторов числится на 42-м месте. Указанные в списке Г.Фрид и Х.В.Хенце в анализируемый период еще были живы – оба скончались осенью 2012 года.
- Гласс — 69 (19)
- Хенце — 53 (16)
- Адамс — 33 (6)
- Максвелл Дэвис — 32 (8)
- Хегги — 30 (6)
- Рим — 29 (8)
- Дюсапен — 29 (6)
- Фрид — 27 (2)
- Этвёш — 24 (9)
- Гланерт — 24 (10)
Среди других известных имен в дальнейшем списке значатся Флойд (11 место), Бёртуисл (14), Саариахо (15), Бенджамин (17), Райман (18), Превин (29), Пендерецкий (35). Наш Р.Щедрин занимает 34 место.
Кстати, упоминания имен почти всех композиторов из этого списка можно найти на страницах нашего журнала, воспользовавшись системой поиска. С той или иной степенью подробности мы информировали читателей об их творчестве.
III. Десять самых исполняемых опер
- «Травиата» Верди — 629 постановок
- «Богема» Пуччини — 580
- «Кармен» Бизе — 573
- «Волшебная флейта» Моцарта — 571
- «Тоска» Пуччини — 504
- «Свадьба Фигаро» Моцарта — 494
- «Мадам Баттерфляй» Пуччини — 469
- «Севильский цирюльник» Россини — 465
- «Риголетто» Верди — 434
- «Дон Жуан» Моцарта — 433
Итого в списке лидеров по три опуса Пуччини и Моцарта, два Верди и по одному Бизе и Россини.
Во второй десятке – еще две оперы Верди («Аида» и «Набукко»), два произведения Доницетти («Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур»), «Так поступают все» Моцарта, «Турандот» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло и наиболее популярная русская опера — «Евгений Онегин» Чайковского (17 место).
Самая известная оперетта – «Летучая мышь» И.Штрауса – занимает 15 место.
Таким образом, все в этой двадцатке довольно логично и предсказуемо за исключением занимающей очень высокое 12-е место (!) оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка. Это, в общем-то симпатичное (но не более того) произведение вагнеровского эпигона, обогнало множество значительно превосходящих его по качеству оперных шедевров скорее всего из-за своей рождественской и условно детской направленности.
Любопытны и такие показатели: среди опер Вагнера впереди «Летучий голландец (25 место), из произведений Р.Штрауса лидирует «Саломея» (31), у Беллини – «Норма» (44), у Массне – «Вертер» (59), у Генделя – «Юлий Цезарь (69).
Одно из самых популярных произведений конца 19 – начала 20 века «Фауст» Гуно нынче занимает всего лишь 33-ю строчку, «Сказки Гофмана» Оффенбаха – 32-ю. «Сельская честь» Масканьи на 28-м месте, а вторая по популярности опера Россини «Золушка» на 29-й строке.
Лидирующее положение среди опер 17 века у «Дидоны и Энея» Пёрселла (61 место), а среди опусов 18 столетия (кроме Моцарта) у «Орфея и Эвридики» Глюка (47 место).
Из авангардистов на первом месте «Воццек» Берга (74). С ним соседствует самый популярный опус Бриттена – «Поворот винта» (73).
1-й оперой среди произведений восточноевропейских композиторов является «Русалка» Дворжака (40 место), из произведений столь популярного ныне Яначека впереди «Енуфа» (65).
Среди русских опер, как уже отмечалось, наиболее популярен «Евгений Онегин» Чайковского (17 место/247 постановок). В дальнейшей табели о рангах «Пиковая дама» Чайковского (54/105), «Борис Годунов» Мусоргского (60/95), «Похождения повесы» Стравинского (77/62), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (81/57), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (82/56), «Иоланта» Чайковского (94/44) и «Царская невеста» Римского-Корсакова (107/35).
Чтобы читатель представлял себе масштаб цифр, укажем, что всего в мире за этот период хотя бы один раз ставились 2588 опер, из них 1250 более одного раза, 820 более 2-х и 625 более 3-х раз.
О национальных школах
Если попробовать сделать некоторые обобщения национального характера, взяв за основу 100 лучших опер, то выводы таковы:
Лидером, разумеется, является итальянская школа – 38 опер начиная с 1-го места у ведиевской «Травиаты». Далее идет немецкоязычная опера (композиторы Германии и Австрии) – 29 опусов (если не считать 3-х произведений Генделя, числящихся в таблице за Англией), возглавляемая занимающей 4-ю позицию моцартовской «Волшебной флейтой». Это абсолютные фавориты.
Следующая за ними французская школа во главе с «Кармен» Бизе представлена лишь 10-ю произведениями. Далее англичане с 8-ю операми, обогнавшие всего на 1 опус (благодаря всё тому же «приватизированному» ими Генделю) Россию (7). И, наконец, замыкает эту своеобразную таблицу Чехия с 4-мя операми. Если не считать Венгрии с ее авторами великих оперетт Легаром и Кальманом (4 опуса в списке), ни одной другой национальной школы больше в первой сотне шедевров нет!
Подведем промежуточный итог: В целом, если не принимать во внимание завышенное место Англии, картина достаточно объективная. Причем, если увеличить количество анализируемых опер, она становится все более справедливой.
Теперь давайте кратко взглянем на список из 200 опусов. У итальянцев 62 оперы, у австро-немецких композиторов 54, у французов и англичан по 24, у России – 18. Однако, если Генделю «вернуть» его немецкое происхождение, то все выглядит иначе – итальянцы уступят лидерство северным соседям, которым надо будет приплюсовать 13 опер Генделя (итого 67), а англичане останутся со своими 11-ю операми далеко позади России.
Надо отдавать себе отчет, что все эти статистические «игры» весьма условны. Это касается и англо-немецкого «спора» о Генделе, и неочевидного объединения австрийских и немецких композиторов в одну группу. Частота исполнения зависит также от количества оперных театров и интенсивности их деятельности в той или иной стране – здесь безраздельно властвует Германия.
И главное: сиюминутные вкусы публики, взятые вне исторической ретроспективы – это весьма и весьма ненадежный критерий. Только один яркий пример – обладавшего феноменальной популярностью в 19 веке Мейербера мы не найдем даже в списке из 500 произведений.
Много вопросов и по русской школе – Глинка не входит в топ-200! Впрочем, русская тема заслуживает отдельного разговора, в котором не обойтись без историко-культурного и социально-политического анализа.
Было бы неправильным не упомянуть еще об одном факторе. В этих статистических выкладках не охвачены все без исключения музыкальные театры мира. Тут есть определенные информационные пробелы. Об этом можно судить хотя бы по российскому списку Operabase, который неполон – среди 32 российских сцен, вошедших в него, нет Камерного музыкального театра Б.Покровского, театра «Зазеркалье» из Санкт-Петербурга, Челябинского оперного театра. Подобного рода лакуны есть и в других странах. Так, например, мне не удалось найти нью-йоркского театра Grattaciello, специализирующегося на веристском репертуаре, нидерландской Osse oper и еще ряда коллективов.
Впрочем, вряд ли это обстоятельство существенно повлияет на общий итог – все-таки подавляющее большинство оперных домов в статистике учтены.
Вот такая получается картина. Мы не будем ее дальше комментировать. Пусть читатели сами делают выводы и социокультурные обобщения.
Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира
Музыка
Названы 50 лучших опер всех времен и народов
- Текст: Юрий Данилов
- Фото: epop.ru
- Правка
Составлять списки «самых-самых» книг, фильмов, клипов – любимое занятие британских журналистов, пишущих об искусстве и литературе.
Пришел черед опер. Влиятельная газета Guardian составила список из пятидесяти самых значительных опер всех времен и народов. Как и всякий рейтинг-лист, документ не может удовлетворить всех и, скорее всего, небезупречен. Возможно, надо было выделить лучшую сотню. А так явно обращает на себя внимание отсутствие в списке некоторых признанных шедевров: «Сельской чести» Масканьи, «Дон Жуана» Моцарта, «Аиды» Верди, «Фауста» Гуно, «Хованщины» Мусоргского, «Царской невесты» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина…
Впрочем, русские композиторы представлены в этом списке достаточно широко: Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев, Шостакович.
Разумным выглядит отказ от ранжирования произведений (первая десятка, вторая десятка и т.д.). Они расположены в хронологическом порядке. Первым номером идет «Орфей» Клаудио Монтеверди, созданный в 1607 году, а завершает список опера Дьёрдя Лигети «Великий мертвец» (Le Grand Macabre), написанная в 1978 году.
В список включены: «Ксеркс» Генделя, «Идоменей», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль» Россини, «Норма» Беллини, «Любовный напиток» Доницетти, «Кармен» Бизе.
Четырьмя операми представлен Джузеппе Верди: «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» и «Фальстаф». В список также вошли четыре оперы Джакомо Пуччини: «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Тоска» и «Турандот». Такой же чести удостоен Рихард Вагнер, делегировавший в список оперы «Лоэнгрин». «Тристан и Изольда», «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Кольцо нибелунгов».
Двумя операми представлен Петр Чайковский – это «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Есть «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, «Война и мир» Сергея Прокофьева, «Похождения повесы» Игоря Стравинского. Представлены также «Порги и Бесс» Гершвина, «Поворот винта» Бриттена, «Воццек» Берга.
«>