Как закрепить рисунок пастелью

Закрепляем рисунок. Фиксативы и другие способы

Сохраните свои пастельные рисунки для потомков с помощью трёх вариантов фиксации, о которых рассказано в статье.

Когда вы фиксируете и обрамляете пастели под стекло, это самые постоянные из всех средств закрепления и сохранения: никогда не трескается, цвета не увядают. Но мы не можем поставить в рамы все свои работы. Их обычно слишком много. Так что нужно знать и другие способы сохранения рисунка. Здесь нам понадобятся фиксативы. Они нам понадобятся в любом случае, потому что даже те работы, что отправляются под стекло, нуждаются хотя бы в небольшом закреплении. Ведь пастель — очень "сыпучий" материал.

Само собой разумеется, что перед использованием любого фиксатива убедитесь, что вы находитесь в хорошо проветриваемом пространстве. Также разумно проверить в качестве теста на отдельном листе, как ваш бренд фиксатива работает с пастелью, которую вы используете. Для теста желательно использовать ту же бумагу, на которой вы рисовали. Здесь всё имеет значение.

Пастели имеют очень малое соотношение связующего и пигмента, поэтому при первом применении фиксатора можно увидеть, как рисунок темнеет. Выбранный вами бренд пастели и фиксатива определит, насколько темнее в итоге получится цвет, но по мере высыхания фиксатива цвета снова будут становиться светлее.

Лак фиксатив для художественно-живописных работ, Невская палитра. Лак для закрепления рисунков карандашом, углём и пастелью. Наносится на поверхность при помощи пульверизатора.

Фиксаж-спрей от Koh-I-Noor используется для закрепления рисунка углём или мелками/пастелью. Легко наносится и надёжно защищает рисунок.

Лак бесцветный глянцевый серии ARTIST итальянской компании Ferrario. Применяется в качестве универсального защитного покрытия и декорирования художественных работ. Для красок и пастели.

Рисунки пастелью необходимо беречь от сотрясений, прикосновений, от влажного воздуха. Лучше всего — окантовать под стекло, это самый надёжный способ, причём стекло не должно касаться поверхности пастели.

Иногда художники используют лёгкий слой фиксатора, чтобы стабилизировать рисунок и "привязать" пастель к поверхности во время работы. Этот метод имеет тенденцию бороться с изменением цвета после итоговой фиксации, потому что цвет регулируется по мере продвижения в рисовании и добавления новых слоёв. Однако будьте осторожны, чтобы не переусердствовать, иначе исправления в работу будет внести уже невозможно. Закрепляйте только то, в чём вы на 100% уверены.

Пастель достаточно сложна для освоения и с точки зрения организации рабочего пространства, хорошие наборы стоят дорого, мелков надо много, твёрдых и мягких, желательно иметь и пастельные карандаши для деталей, специальную бумагу, растушёвки. Во время работы всё в пыли, так что нужно выделить место. Это непросто. Но многие всё же решаются попробовать, потому что это особенное искусство, подвластное далеко не каждому.

Три основных типа фиксатива для пастели (и не только): фиксатив с диффузором, аэрозоль и распылитель.

Диффузор

Диффузор известен художникам давно. Его использовали в художественных школах и много лет назад. Сегодня чаще используются спреи.

Здесь вам нужно дуть через отражатель, прикреплённую на петлях пробку с мундштуком – брызги создают очень точный фиксативный туман. Поместите один конец в бутылку и продуйте через конец мундштука, чтобы получить спрей. Перемещайте по рисунку равномерно.

Аэрозольные фиксативы

Аэрозольные фиксативы при нажатии производят постоянное мелкодисперсное распыление, что делает фиксацию довольно быстрым и лёгким процессом. Этот вариант — самый простой и удобный.

Держите банку аэрозоля на расстоянии около 25-30 см от работы и плавно и равномерно перемещайте спрей по своей работе. Фиксируйте работу от середины к краям.

Вкусный рецепт!  Как едят пельмени с уксусом рецепт

Распылитель/пульверизатор

Если вы предпочитаете не использовать аэрозоль, распылитель-пульверизатор — отличная альтернатива. Каждый нажим даёт точный туман фиксатива. От аэрозоля отличается тем, что здесь вам нужно постоянно нажимать для получения очередной порции средства. Но зато вы можете работать точнее и экономнее.

Работа на велюре не обязательно нуждается в фиксации, поскольку пастели очень хорошо к ней прилипают, однако большинство мастеров по багету предпочитают фиксировать пастель и здесь. Закрепите рисунок, а затем, если нужно, добавьте светлые области, которые, как вам кажется, слишком сильно потемнели.
Фото из журнала Paint & Draw.

Лак для волос

Это самый экономичный и простой вариант, на котором многие в итоге останавливаются.

Многие используют не дорогостоящие фиксативы, а просто лак для волос сильной фиксации. Обрабатывать только на расстоянии, чтобы струя лака не сбивала контуры и не текла по пастели. Через некоторое время после первой обработки нужно провести вторую; одного раза мало. Можно нанести и больше двух слоёв, до 4-5, смотрите на общий вид работы.

Специальный закрепитель гораздо дороже лака, но и с ним пастель продолжает пачкаться, обращаться с рисунками в любом случае нужно очень осторожно, беречь рисунке в отдельной папке, иначе рисунок теряет меловый слой, а если слишком сильно его залачить, заметно изменится цвет.

В чём разница между фиксативом и лаком для волос?

Специализированный закрепитель дороже, а разницы между ним и обычным лаком для волос нет никакой (закрепляют одинаково). Так в чём же разница? В том, что лак для волос при долгосрочном хранении (годы и десятилетия) может пожелтеть и исказить цвета работы. Поскольку его назначение — не художественные работы, а волосы, никто не может сказать, как он себя поведёт через долгое время на бумаге. Фиксативы же — вещь проверенная. Поэтому профессиональным художникам, чьи работы уже обрели ценность, нужно уйти с лака для волос на профессиональный художественный закрепитель.

Но если вы рисуете для себя или учитесь, вам вполне достаточно лака для волос.

Рекомендуем попробовать лак GOT2B "Стальная хватка", запах у него вполне приятный и не слишком резкий. С ароматом зелёного яблока и лимона. Закрепляет даже соус, и так, что в папке рисунок ничего не пачкает работа не осыпается и не размазывается.

Ещё один давно проверенный вариант — лак Прелесть.

Обработка лаком для волос (в несколько слоёв, между обработками дать подсохнуть 2-3 минуты) держит работы в сохранности десятки лет, ничего не осыпается.

Другие способы

Есть и другие, на сегодняшний день довольно экстравагантные способы закрепить рисунок.

Бумагу покрыть раствором желатина, дать высохнуть и работать, стараясь делать пастель немногослойной и не очень пастозной. Затем всю бумагу держат обратной стороной над кипящей водой. Желатин при этом растворяется, приклеивая нижние слои пастели.

Способ закрепления от Лорио (18 век). Поставить работу, выполненную пастелью, вертикально и осаждать на её поверхность пары, насыщенные раствором рыбьего клея в смеси с уксусом или спиртом.

Растворить парафин в бензине, смешать с обезжиренным молоком и распылителем нанести на работу.

Можно закреплять раствором мыла.

Но помните: все закрепления, когда вы закрепляете рисунок сильно, убивают неповторимую прелесть сухой пастели. Так что не перестарайтесь. Если храните рисунки в папке, можно проложить их калькой, чтобы они точно друг друга не испачкали.

Фундаментальное отличие пастельной техники живописи от остальных (масляной живописи, темперы, акварели, графики) состоит в том, что для неё необходимы специальные условия хранения. А на практике это означает – оформление готовой работы таким особенным образом, чтобы обеспечить максимальную защиту картине от внешних воздействий.

Как сохранить пастельную живопись. Правильная окантовка и фиксация пастели.

И начать надо не с подбора красивой рамы или паспарту, а с фиксации пастели. Чтобы она не осыпалась под влиянием времени и сухости воздуха, или от удара и трения. Для этого используются специальные жидкие фиксативы. Они могут быть самодельные и фабричные, разных производителей, разного качества, и, соответственно, в разную цену. Могут быть и самодельные. Это дело вкуса и личного опыта. Я чаще всего использую закрепитель «Ferrario», он итальянский. Потому что совершенно не блестит, и вообще не виден на поверхности сухого пастельного слоя. И особенно люблю его за то, что он крайне мало воздействует на тон и цвет, не изменяя их. Часто можно услышать совет, использовать для закрепления пастели лак для волос. Очень доступный и бюджетный способ. Чаще всего, о фиксативе надо специально побеспокоиться, а лак просто есть под рукой (если в доме есть женщины, конечно). Но я считаю этот вариант совершенно неприемлемым. Всё-таки он для этого не предназначен, и не обладает нужными свойствами. Лаком для волос слишком велика вероятность загубить работу.

Вкусный рецепт!  Что лежит в холодильнике

➡ Примечание: фиксатив наносится на законченную пастельную работу несколько раз очень тонкими равномерными слоями. Ни в коем случае нельзя допускать увлажнения бумаги, в противном случае она деформируется. Для самой пастели это тоже вредно.

Закрепление и хранение пастели. Что такое «окантованная пастель»

Однако многие художники, и классики, и современники, плохо относятся к фиксативам. Отстаивая точку зрения, что от соприкосновения с влагой, пусть даже с самым малым количеством, пастель безвозвратно утрачивает огромную часть своего очарования, они свои произведения не закрепляли. Безусловно, самая значимая вещь для сохранения пастели – стекло.

Совершенно недопустимо, чтобы стекло соприкасалось с рисунком на бумаге. Для этого при оформлении пастели под стекло нужно использовать паспарту – толстый лист бумаги или картона, с вырезанным «окно» по размеру картины. Оно кладётся поверх работы, и вместе с ней вставляется в рамку. Из-за чего между стеклом и картиной появляется зазор в 1-2 миллиметра. Именно в этом зазоре весь смысл, хотя паспарту при этом становится частью оформления работы. Поэтому подбирать его надо по дизайну с чувством, толком и расстановкой.

От того, какой тон, дизайн и цвет паспарту вы используете, зависит насколько теплее или холоднее, светлее или темнее, будет смотреться работа. К примеру, если паспарту будет по тому сливаться с фоном вашей картины, то она может, что называется, «потеряться», визуально она будет размазана по краям. Но и слишком контрастный цвет паспарту может сыграть злую шутку: картина будет выглядеть негармонично, или паспарту может даже затмить её собою. Если вам хочется визуально несколько осветлить всю композицию, то паспарту должно быть немного темнее общего тона работы.

Так же дело обстоит и с выбором цветовой гаммы паспарту. Совершенно не случайно чаще всего вы увидите паспарту в каких-то невнятных, грязноватых оттенках. Открытые, яркие цвета будут перетягивать внимание зрителя на себя, и отвлекать от самой работы. Вообще, можно обойтись и без паспарту, – есть способ (читайте ниже). Но когда в оформлении используется паспарту, создаётся ощущение глубины, цвета на картине фокусируются, создавая более цельное впечатление. (Впрочем, этот приём используется отнюдь не только для пастели).

С пастелью на грунтованном холсте, дело обстоит ещё тоньше.

Во-первых, обязательно нужно защитить грунт от вибрации и колебаний, которые могут привести к его растрескиванию и обсыпанию. Для этого ватой заполняют пространство с обратной стороны картины, между подрамником и холстом. А для того, чтобы пастель не касалась стекла, с внутренней стороны самой рамы незаметно прибивают тонкую рейку. Опытные художники часто ещё заклеивают с изнанки шов между задником и рамой в месте их соприкосновения. Это делается скотчем или чем-то подобным, и нужно для защиты от пыли.

И напоследок нужно обязательно сказать, что все эти процедуры называются «окантовкой пастели». Пастельная картина в рамке, соответственно, называется окантованной.

Можно ли хранить пастель в неокантованном виде?

Вкусный рецепт!  Интересные рецепты салатов на новый год

Можно. Но при одном архиважном условии: она (ваша картина, нарисованная пастелью) должна находиться в плотно закрытой папке и строго в вертикальном положении. Пастель категорически нельзя складывать в стопки. Давление и прикосновения разрушительно воздействуют на хрупкий красочный слой.

Сначала нужно накрыть пастельную работу листом кальки. Чтобы он не спадал и не елозил по работе, его надо аккуратно прикрепить с одной стороны скрепками к краю листа. И только после этого защищённую пастель помещают в твёрдую папку, которая хранится вертикально. Вот таким образом надо обращаться с пастельными рисунками, и так они могут храниться годами и столетиями.

А теперь будет очень уместно развенчать миф о непрочности пастели.

Как будто бы вся статья убеждает нас в хрупкости и непрочности пастельной живописи. Однако опыт доказывает, что скепсис надо отставить в сторону. Достаточно только взглянуть на знаменитую пастель Лиотара «Шоколадница».

Свежесть её красок просто поражает! При том, что картины того же периода, написанные маслом, потрескались и сильно потемнели. И это при том, что она всегда весьма активно выставлялась. В наше время выставляется в Дрезденской галерее.

При качественной окантовке и соблюдении правил хранения, пастель никогда не потеряет ни толики своего очарования.

Простота использования пастели компенсируется сложностью хранения рисунка. Необходимо защищать нежную и бархатистую работу от смазывания и осыпания.
Пастель можно не закреплять. В таком случае следует заранее подумать о её сохранности:

  • во-первых, выполнять рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться (наждачная, бархатная бумага, бумага с ярко выраженной фактурой либо натянутый холст)
  • во-вторых, помещать незакреплённую работу под стекло, используя паспарту (желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла)

Больше интересных материалов по теме:

Фиксация может быть выполнена самыми разными способами. На основе воздействия желатина, рыбного клея и даже… молока.

Однако наиболее простым способом является закрепление обычным лаком для волос, либо специальным лаком для пастели.

Но насколько они хороши? У художников есть разные мнения…

Важно! Фиксативы имеют свойство затемнять цвета и убирать бархатистость пастельной текстуры. Если вы имеете дело с незнакомой маркой пастельного фиксатива, лучше применить его сначала на пробном рисунке.

Я обычно мнениям без собственного тестирования не доверяю. Поэтому провела тест, что лучше для пастели – дорогой специальный лак или дешевый лак для волос?

Смотрите результаты в новом видео!

Как закреплять пастель: проводим эксперимент

Памятка по работе с фиксативами:

  • Сначала обязательно проверьте эффекты фиксатива на черновых листах.
  • Затем, расположив работу под углом к стене (защитив макулатурой пол и мебель), и удерживая баллончик на расстоянии 30 – 40 см от листа, перемещая его так, чтобы на поверхности получался ровный слой тонкой пленки, закрепите пастель. Если распылитель поднести слишком близко, частицы пастели будут выдуваться с поверхности, также есть опасность того, что капельки фиксатива, выступающие вокруг сопла могут попасть на работу и оставить жирные пятна.
  • Внимательно прочтите информацию о мерах безопасности. Фиксативы вовсе не безобидны, они токсичны, легко воспламеняется и некоторые обладают сильным запахом (за исключением двух марок – Rowney Perfix и Blair No Odor Spray Fix, однако это не значит, что они безвредны).
  • По возможности, распыляйте фиксатив вне мастерской, лучше – на открытом воздухе.

А какой опыт закрепления пастели есть у вас?

Знаете хороший способ? Напишите в комментариях!

Если видео было вам полезно, сделайте репост, нажав на одну из кнопок соцсетей:

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin