Фильм в моей смерти прошу винить клаву

В моей смерти прошу винить Клаву К.
Жанр мелодрама / школьная драма
Режиссёр Николай Лебедев
Эрнест Ясан
Автор
сценария
Михаил Львовский
В главных
ролях
Владимир Шевельков
Надежда Горшкова
Наталья Журавлёва
Владимир Сидоров
Оператор Валерий Миронов
Композитор Александр Журбин
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм»,
Второе творческое объединение
Длительность 72 мин
Страна СССР
Язык русский
Год 1979
IMDb ID 0080073

«В моей смерти прошу винить Клаву К.» — художественный фильм о первой любви, снятый в 1979 году режиссёрами Николаем Лебедевым и Эрнестом Ясаном по повести Михаила Львовского.

Содержание

Сюжет [ править | править код ]

Областной центр на юге России. Молодые интеллигенты Павел и Рита Лавровы приводят в детский сад своего четырёхлетнего сына Серёжу. Тот плачет и никак не хочет здесь оставаться. Тогда заведующая вызывает симпатичную девочку Клаву Климкову, которая берёт мальчика за руку и ведёт собирать жёлуди. Серёжа с помощью родителей набирает их гораздо больше, чем другие дети, чем сразу завоёвывает симпатии девочки…

Климкова и Лавров — третьеклассники. Он хорошо учится, активно занимается спортом, поёт в школьном хоре. Она же умеет только красиво подавать цветы, но Серёжа решает за девочку все проблемы. Он постоянно помогает Клаве с математикой, делает ей подарки — как вещи, принадлежащие ему, так и барометр отца или игрушки младшего брата…

Клава и Сергей учатся уже в старших классах. Он, как и прежде, гордость школы — победитель математических олимпиад, чемпион школы по шахматам, спортсмен и просто красавец. В него безответно влюблена одноклассница Таня Ищенко, а для Клавы Серёжа лишь игрушка, уже изрядно надоевшая. Сам же юноша совершенно не представляет себе жизнь без своей подруги:

«Когда её нет рядом, я не существую… Жду, когда её увижу. Мне без Клавы ничего не интересно, даже если Нобелевскую премию будут давать, а её при этом нет — всё! Отпадает!».

Внимание же Климковой привлекает перспективный новенький мальчик из параллельного класса Лаврик — сын врача, также отличник, однажды даже сыгравший вничью с Михаилом Талем. Сергей пытается вернуть себе внимание девушки, но та всё больше выказывает желание порвать с ним. Даже на угрозу юноши совершить суицид она заявляет, что она пошла бы с ним куда угодно, только если бы он был способен совершить заявленное.

Тане и Лаврику с трудом удаётся остановить Лаврова. Клава же, наоборот, жестоко высмеивает Сергея, призвав на помощь одноклассников — встречает его на пороге школы похоронным маршем. Но она могла бы этого и не делать — огонёк в глазах юноши уже погас, и ни правильные слова со стороны окружающих, ни туристическая поездка в горы с родителями не могут вывести его из угнетённого состояния.

По приезде Сергея из похода выясняется, что умерла мать Тани и девушка бросила школу, чтобы зарабатывать на жизнь. Юноша потрясён этим. Он больше не встречается с Клавой, но никак не может её забыть. Даже когда он бродит по городу с Таней, то видит в проходящих девушках свою возлюбленную.

Однажды Сергей и Клава всё-таки встречаются у Лаврика и затем идут гулять. Девушка пытается просить прощения:

Это трудно объяснить. У нас всё не так получилось. Всё могло быть иначе… Ты всё время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня, понимаешь?

Через какое-то время Сергей неловко пытается «признаться» Тане в любви:

— Так не бывает.
— Бывает.
— Ты всю жизнь будешь любить Клаву.
— Так не бывает.

Затем Таня уходит, а юноша долго смотрит ей вслед.

Литературный источник [ править | править код ]

Фильм снят по одноимённой повести Михаила Львовского, в которой, по его словам, нашли отражение перипетии его юношеских отношений с Валентиной Архангельской, которая затем стала женой Александра Галича [1] [2] . В 1980 году был издан сборник «Сигнал надежды», куда кроме киносценариев вошли повести «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1976 г.) и её продолжение «Сестра милосердия» (1977 г.). Больше эти произведения никогда не издавались.

Вкусный рецепт!  Говядина глазной мускул как готовить

Особенностью повести является поочерёдное повествование от имени практически всех главных героев, что даёт возможность читателю понять причины тех или иных поступков и их восприятие окружающими.

Сюжеты книги и фильма несколько отличаются, главное отличие — случайное падение Сергея с обрыва реки после возвращения из поездки на море (в фильме вместо неё — туристический поход). После этого Таня ухаживала за юношей в больнице, и только потом происходит их объяснение. Также в повести приводится название реки — Кубань, упоминается фамилия Лаврика — Корнильев. В фильме о падении есть лишь намёк в одном из эпизодов. По утверждениям, поначалу съёмки включали все события повести, однако впоследствии некоторые эпизоды были исключены, так как режиссёру не хотелось отвлекать зрителя от основной темы фильма и придать действию больший динамизм.

Продолжение [ править | править код ]

В книге «Сестра милосердия» раскрывается дальнейшее развитие сюжета. О Клаве в повести упоминается вскользь — лишь сообщается, что она вышла замуж. Действие происходит спустя 5—6 лет (это можно высчитать по авторскому комментарию: в повести «В моей смерти прошу винить Клаву К.» Таня говорит Сергею про свою сестру Свету, что ей три года, а в повести «Сестра милосердия» о Свете говорится, что ей 8 лет). Таня работает медсестрой в клинике профессора Корнильева (отца Лаврика), Серёжа учится и живёт в Москве, где одновременно со сдачей диплома защищает и кандидатскую диссертацию по математике. Он возвращается в свой родной город Синегорск и уговаривает Таню переехать к нему. Через несколько месяцев девушка едет в Москву, где побеждает в конкурсе песни медицинских работников. Её отношения с Серёжей имеют открытый финал с намёком на счастливое развитие: Серёжа вновь предлагает продолжить роман, однако Таня отказывается, мотивируя это тем, что выйдет за него замуж только тогда, когда будет уверена, что его чувства к ней такие же крепкие, как и у неё к нему. Книга заканчивается тем, что Тане приходит письмо, в котором Сергей пишет, что не может жить без неё и её друзей, с которыми он успел познакомиться.

Следует отметить, что Синегорск действительно существует в Краснодарском крае, но это не город, а небольшой посёлок вдалеке от Кубани. Более вероятно, что под Синегорском подразумевается Краснодар.

В ролях [ править | править код ]

Актёр Роль
Владимир Шевельков Серёжа Лавров Серёжа Лавров
* Максим Ясан Серёжа Лавров в детстве Серёжа Лавров в детстве
* Андрей Мусатов Серёжа Лавров-третьеклассник Серёжа Лавров-третьеклассник
Надежда Горшкова Клава Климкова Клава Климкова
* Елена Хопшоносова Клава в детстве Клава в детстве
* Ольга Озерецковская Клава-третьеклассница Клава-третьеклассница
Наталья Журавлёва Туся (Татьяна Ищенко) Туся (Татьяна Ищенко)
Владимир Сидоров Лаврик Корнильев Лаврик Корнильев
Любовь Полищук Вера Сергеевна мама Клавы Вера Сергеевна
Валентина Панина Рита мама Серёжи Рита
Виктор Костецкий Павел отец Серёжи Павел
Антон Гранат Шурик брат Серёжи Шурик
Вениамин Смехов дядя Сева дядя Сева
Ольга Волкова Елена Григорьевна воспитательница в детском саду Елена Григорьевна
Любовь Малиновская Неонила Николаевна учительница музыки во Дворце пионеров Неонила Николаевна
Александр Анисимов Дмитрий Александрович директор Дворца пионеров Дмитрий Александрович
Олег Ефремов режиссёр Дворца пионеров режиссёр Дворца пионеров
Любовь Тищенко заведующая детским садом заведующая детским садом
Лариса Удовиченко Эпизод Эпизод

Съёмочная группа [ править | править код ]

  • Автор сценария: Михаил Львовский
  • Режиссёр: Николай Лебедев, Эрнест Ясан
  • Оператор: Валерий Миронов
  • Художник: Алексей Федотов
  • Композитор: Александр Журбин

Музыка [ править | править код ]

  • Алекс Сильванни— «Disco stomp» (мелодия, под которую танцуют Клава и её мама);
  • Франц Шуберт — «В путь»/«Das Wandern» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (песня, исполняемая хором во Дворце пионеров);
  • Африк Симон — «Hafanana» (песня, под которую герои танцуют в парке);
  • Алекс Сильванни — «Para que no me olv > Призы и премии [ править | править код ]
  • 1979 — Грамота жюри на 1-м Всесоюзном смотре работ молодых кинематографистов
  • 1979 — Лучший сценарий 1979 года М. Львовского на закрытом профессиональном конкурсе Союза кинематографистов СССР
  • 1980 — XIII ВКФ в Душанбе (Вторая премия по разделу фильмов для детей и юношества — Николай Лебедев) [3]
  • 1980 — XIII ВКФ в Душанбе (Вторая премия по разделу фильмов для детей и юношества — Эрнест Ясан)
  • 1980 — XVIII МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (Главный приз — Николай Лебедев)
  • 1980 — XVIII МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (Главный приз — Эрнест Ясан)
  • 1980 — Лучший фильм 1979 года по признанию зрительского жюри клуба «Экран» на VI МКФ стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте
  • 1981 — Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской (Николай Лебедев)
  • 1981 — Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской (Михаил Львовский)
  • 1981 — Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской (Валерий Миронов)
  • 1981 — Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской (Алексей Федотов)
  • 1981 — Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской (Эрнест Ясан)
Вкусный рецепт!  Сколько времени взбивать масло для крема

Критика [ править | править код ]

  • И. С. Левшина. Подросток и Экран. — М. : Педагогика, 1989. — ISBN 5-7155-0151-2. — ISBN 978-571-550-151-6. :

…Когда достаточно задолго до выхода на экран я посмотрела «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (режиссёр Эдуард Ясан), мне было понятно, что фильм молодёжная аудитория встретит очень хорошо. Но чтобы такой успех! — надо признаться, не ожидала. Лавина писем в киноредакции, во всех кассах кинотеатров — всегда и везде — билеты проданы. После демонстрации этой ленты по Центральному телевидению в 1986 году редакция кинопрограмм ЦТ была завалена потоком откликов: подросли новые 14—15-летние, которые в свои 10 лет картину, может, и не видели, а если и видели, то не могли оценить с позиций нынешних, сформировавшихся запросов; бывшие подростки, нынешние 20-летние молодые люди, заново переживали прекрасные впечатления теперь уже их прошедшего детства. Снова успех фильма ошеломлял.

Мы, профессионалы, конечно, правы, когда прежде всего озабочены мерой и степенью художественного постижения жизни со всеми её сложностями и противоречиями. Я вспоминаю, как в сценарии М. Львовского слово передавалось по ходу действия всем героям драмы (вплоть до малолетнего Серёжиного брата) и повествование продолжало развиваться, преломленное уже с другой точки зрения… Жизнь поворачивалась разными гранями, сталкивались разные позиции, мотивы поступков каждого из действующих лиц имели углублённые и непростые характеристики. Отношения роковой красавицы Клавы, влюбленного в неё с детского сада благородного Сергея, появление не менее, чем Сергей, превосходного парня Лаврика, ставшего новой, «настоящей» любовью для Клавы,— всё это представляло достаточно многомерную, сложную картину жизни.
В снятом фильме ничего этого нет, действие направлено по очищенному от всего «лишнего» (то есть от жизненной реальности) пути. Обидно смотреть это зрелище. Однако посчитаемся и с юными зрителями, с их способами смотрения, с их ожиданиями от экрана!

Сюжет фильма:

Маленький Сережа не хотел идти в детский сад, его пугали перемены в жизни. Он капризничал, чем доставил много хлопот родителям, в первый день знакомства с воспитателями.

Но после встречи с Клавой, Сережа перестал бояться оставаться с другими детьми. Он все больше влюбляется в знакомую девочку, дарит ей подарки, готов украсть из дома самую красивую игрушку и отдать девочке.

Шли годы, а парень не изменял своим чувствам. Какого же было его удивление, когда Клава выбрала другого парня. Убитый горем Сергей больше не хочет жить в мире, где его любовь осталась неразделенной. Недолго думая, он решает закончить жизнь самоубийством.

Премьера: 01.01.1979

Продолжительность: 01:11:26

Страны: СССР

Когда Сереже было всего четыре года, он влюбился по-настоящему, серьезно и на всю жизнь. Избранницей его сердца стала девочка Клава. С самого детства Сережа, как мог, ухаживал за своей возлюбленной: дарил ей все свои фломастеры, мелки, угощал мороженым в кафе, во время болезни приходил проведывать, всячески поддерживал в трудных ситуациях и ни разу не посмотрел на другую девочку. И вот в пятнадцать лет Клава влюбилась…. Но не в Сергея…. И тогда безнадежно влюбленный парень решил покончить жизнь самоубийством….

17 Авг. 2010 22:47

Фильмы похожие на В моей смерти прошу винить Клаву К.

1889 kbps avg, 0.28 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch,

256.00 kbps avg
Перевод:

В моей смерти прошу винить Клаву К.

Когда Сереже было всего четыре года, он влюбился по-настоящему, серьезно и на всю жизнь. Избранницей его сердца стала девочка Клава. С самого детства Сережа, как мог, ухаживал за своей возлюбленной: дарил ей все свои фломастеры, мелки, угощал мороженым в кафе, во время болезни приходил проведывать, всячески поддерживал в трудных ситуациях и ни разу не посмотрел на другую девочку. И вот в пятнадцать лет Клава влюбилась…. Но не в Сергея…. И тогда безнадежно влюбленный парень решил покончить жизнь самоубийством….

Вкусный рецепт!  Рецепт булочек как в школе с сахаром

Два героя — мальчик и девочка в детском саду, с последующей трансформацией в школе в трио, а во второй части — полноценный квартет. Фильм научение. На чужом примере. Через ассоциацию. И каждому из нас близок свой персонаж.

Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает!
Я за тобою следую тенью,
Я привыкаю к несовпаденью…

…Счастье — такая трудная штука:
То дальнозорко, то близоруко.
Часто простое кажется вздорным,
Черное — белым, белое — черным.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Изо дня в день мы «строим» себя. Через общение, труд, постижение жизни в социуме. Через «хочу и не хочу». Через «могу и надо». Через преодоление и компромиссы. Борьба, какая бы то она не была по своей форме, закаляет нас. И если внешне, лицом мы видны всем и каждому, то внутренний мир и внутреннее наполнение открывается через контакт.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Четвёрка героев живописует нам себя, а мы, зрители, уже видим в них — их завтрашнее я. Ибо кристаллизация перед нами, а выкристаллизовывание едва ли не закончилось. Люди — сформировались как личности. Остаётся внести лишь несколько штрихов. Роли, которые им отводятся в обществе, ясны. И школьные фартуки, костюмы с лёгкостью могут быть заменены деловыми костюмами.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Какими путями каждый из четырёх героев пришёл к означенной черте? Что имеет за спиной? Итак, Лаврик — сын врача. То есть — ВРАЧУЮЩЕГО ЛЮДЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ЦЕЛИТЕЛЯ. Он и сам такой, сдержанный, мудрый не по годам — вынес из семьи всё лучшее. Ничья с М. Талем, как штрих к портрету. Убедительно. И ничего не нужно дополнять.

Таня, подруга Клавы. Потеря опоры в лице взрослого. И жизнь со «сцепленными зубами» — не заплакать, не закричать. Надеяться теперь не на кого. Только на себя. И бабушка с младшей сестрёнкой — в ущерб школе.

Сергей — «…а он мятежный ищет бури». Молот и наковальня для тебя. Кузня на всю жизнь. Характер и упорство. Закалка. А с «казусом» Клавы ещё и самоограничение. Полезное для этого возраста. Чемпион школы по шахматам, победитель математических Олимпиад — вперёд! Только вперёд! Тебе многое дано. На колени — ни для тебя.

Клава — «лень родилась раньше меня». Готова только потреблять и пользоваться. Напряжение — не для неё. И о себе она так же заявляет, — уснуть и проснуться с даром, иначе процесс освоения …. никак.

Куда уходит детство
Куда ушло оно
Наверно, в край чудесный
Где каждый день кино

Где также ночью синей
Струится лунный свет
Но нам с тобой отныне
Туда дороги нет

Перед зрителями разыгрывается последнее представление, вступающих в совершенно иной для себя мир, юных сердец. Первые взрослые уроки как задача нашим школьникам. Прощание и обретение. Потеря и переосмысление. Боль.

А ещё фильм хорош ГЛАВНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ — Матерью и Отцом.

Одна живёт на мужской счёт. Едва ли не содержанка. Принимает у себя на дому. И ни этому ли обучает своё чадо? Приспособленчество. Губки поярче. Флирт и кокетство… Эгоизм и самообожание. Жизнь — вечный праздник.

В противовес, мужское начало. Наставничество зрелости. Полноценное. Ни для балансировки. А для твёрдой опоры под ногами.

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Так чем же закончить? Пожалуй, вот этим. Мир населён мухами и пчёлами, комарами и бабочками и у каждого своя роль в соответствии с его:
— поступками, привычками, характером, судьбой…

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin