Что готовят на поминки у русских

Смерть близкого человека – это большое горе. Но, к сожалению, его не миновать. Если умер дорогой человек, то у близких появляется много вопросов. Где хоронить? Как правильно продумать поминальный обед, меню? Столовая или кафе лучше подходят для проведения такого мероприятие? И это далеко не полный перечень вопросов. Мы сегодня поговорим именно о поминках.

Такая трапеза является не просто прием пищи, а обрядом, во время которого близкие вспоминают усопшего, его добрые дела. В ходе этого мероприятия люди читают молитву, обращенную к Богу. Они просят простить покойному все его прегрешения. Безусловно, что надлежащим образом должен быть продумать поминальный обед, меню которого нужно составить правильно. Чтобы вам было легче определиться с перечнем блюд, мы вам расскажем, что нужно готовить на это мероприятие и зачем.

Принципы поминального обеда

Сам обед должен быть простым. Его основная цель — поддерживать физические и душевные силы тех, кто пришел помянуть усопшего. Обязательно приготовлено все должно быть из свежих продуктов. Вот таким должен быть поминальный обед. Меню его может быть разнообразным. Здесь все зависит от традиций семьи, достатка, а также предпочтений людей, которые придут помянуть. Хотя, конечно же, традиционно не приглашают гостей, они сами приходят.

Поминальный обед – это не застолье, во время которого нужно пришедших накормить до отвала. Цель поминок – насытить гостей, поблагодарить их за участие, вспомнить усопшего, помолится за его душу. Здесь, как вы понимаете, главное — не еда, а люди – умершие и живые, которых объединило горе расставания.

Продумываем поминальный обед

Меню опишем немного позже, сейчас рассмотрим основные блюда, которые должны быть на этом обеде. Во-первых, это кутья (второй вариант — коливо). Что это такое? Это сладкая каша, сваренная из зерен (риса, ячменя и другого), подслащенная медом и изюмом. Такое блюдо освящено на панихиде. Зерно тут является символом воскрешения души, а мед и изюм обозначают духовную сладость.

Что нужно?

Список продуктов невелик:

  • 0.5 килограмма риса;
  • 200 грамм кураги;
  • три ст. л. меда;
  • орехи (по желанию);
  • 200 грамм изюма;
  • 1 литры воды (для замачивания).

Как готовится блюдо? На ночь или на несколько часов зерна замочите в воде. Это необходимо для того, чтобы каша получилась рассыпчатой. Варить нужно до готовности. Ближе к концу добавьте мед, разведенный водой, а также изюм и курагу. Вот так и получается кутья.

Это еще одно обязательно блюдо. На пять литров воды нам понадобится:

  • 700 грамм мяса на косточке (лучше всего говядины);
  • три картофелины;
  • две луковицы;
  • одна свекла (небольшая);
  • три помидора;
  • один перец болгарский (лучше всего использовать красный или зеленый);
  • одна капуста;
  • несколько горошин черного перца;
  • зелень;
  • соль.

Готовим борщ на поминальный обед

Для такого кушанья сначала готовится бульон из мяса на косточке (варится часа два). После чего туда нужно всыпать порезанный картофель. Затем возьмите сковороду, налейте в нее масло, поставьте на плиту, высыпьте туда нарезанный меленько лук. Через минуты три добавьте на сковороду морковь и свеклу (конечно же, тоже порезанные). Если так обрабатывать свеклу, то она сможет сохранить свой цвет.

Морковь же приобретет яркий, оранжевый оттенок. Овощи нужно томить на сковороде до того момента, пока они не станут мягкими. Помните, что морковь, лук и свекла сохраняют свой вкус и наибольшее количество витаминов, когда готовятся на сильном огне. Затем в бульон высыпаем содержимое сковороды, немного провариваем все, добавляем нашинкованную капусту, лавровый лист, несколько горошин черного перца, измельченные помидоры и сладкий перец.

Варим еще минут 15. Затем нужно попробовать блюдо и посолить. После чего можно выключать огонь и снимать борщ с плиты. Подавать блюдо нужно горячим, со сметаной. Можно посыпать зеленью.

Сладкое

Можно покупать пирожки, а можно испечь их самостоятельно. Мы предлагаем рецепт слоек с бананом. Что нужно?

  • упаковка готового теста (500 г);
  • бананы (грамм 200-300);
  • сахарная пудра (по вкусу).

Готовим сладкое на поминки

Возьмите готовое слоеное тесто. Дайте ему оттаять, затем раскатайте. Потом возьмите нож и прочертите им прямоугольники. На них выкладывайте банановую начинку (порезанный на небольшие кусочки плод). Затем соедините края теста так, чтобы начинка полностью оказалась в нем. Далее немного прищепите изделия. Выпекайте в заранее разогретой до 220 градусов духовке примерно пятнадцать минут. Изделия должны получиться подрумяненными. Готовые слоечки присыпьте сахарной пудрой.

Компот

Для приготовления можно использовать как свежие, так и мороженые фрукты. Компот не должен быть сладким или же чересчур кислым. Как готовить? Поставить на огонь пятилитровую кастрюлю с водой, дать ей закипеть, всыпать фрукты (примерно 1 литровая наполненная банка). Затем добавляем сахар (по вкусу) и варим до готовности (около часа).

Первый вариант меню на тридцать человек

Сейчас поговорим о том, каким должен быть поминальный обед. Меню после похорон может быть разным. Мы предлагаем свое:

  • Кутья (одна кастрюля литра на два). Кушанье едят сразу же после прочтения молитвы. Каждый присутствующий на поминках обязан взять по три ложки колива;
  • борщ (одна пятилитровая кастрюля);
  • 30 жареных бедрышек;
  • Рыба в кляре (две тушки будет достаточно);

Если вы будете проводить поминальный обед на год, меню такое вполне подойдет для этого мероприятия. Кутью, впрочем, можно убрать из списка. Она является обязательным блюдом лишь на поминках после похорон. А дальше — как пожелаете.

Второй вариант меню на 12 человек

Сейчас разберем примерное меню поминального обеда в кафе или дома (на сорок дней). Итак, список продуктов:

  • рыба жареная в кляре (килограмма два);
  • картофельное пюре (килограмма 2,5-3);
  • салат «Оливье» (килограмма два);
  • котлеты (штук 12, примерно 1,2 кг фарша);
  • бутерброды с красной рыбой или шпротами;
  • пирожки с капустой или картошкой (штук 12-15);
  • соленые огурцы и помидоры (примерно 1 кг);
  • 5 литров жидкости (вода + соки + компот)
  • конфеты и сладкие пирожки (по желанию).

Если вы планируете позже провести еще один поминальный обед, меню на полгода, к примеру, может быть таким же. Хотя, конечно же, можно подкорректировать список блюд по своему усмотрению.

Постный

Продумывая все, обратите внимание, не выпали ли поминки на пост. Если ответ положительный, то нужно скорректировать поминальный обед (меню). Постный набор блюд будет не только уместен. но даже необходим. Что подготовить на такие поминки? Как подкорректировать обычное меню, сделав его постным? Сейчас составим примерный список кушаний:

  • узвар;
  • постный борщ;
  • кутья;
  • постные блины;
  • постные пироги;
  • картошка с грибами;
  • капустные или морковные котлеты;
  • овощной салат (капуста, помидоры, огурцы);
  • винегрет.

Алкоголь

Мы детально описали, как правильно продумать поминальный обед, меню его мы тоже обговорили. Теперь затронем еще одну важную тему. «Какую?» — спросите вы. Стоит ли во время поминок употреблять алкоголь? На этот вопрос четкого ответа нет. Некоторые священники считают, что во время поминального обеда можно выпить немного красного вина. Церковь же осуждает употребление спиртных напитков во время такого обряда. Поэтому тут вы должны сами решить, нужен ли вам алкоголь на поминальном обеде или нет.

Заключение

Теперь вы знаете, как правильно сделать поминальный обед. Меню мы детально рассмотрели. Мы предложили вам пару вариантов примерных списков блюд для поминок. Надеемся, что наши советы помогли вам определиться с выбором кушанья на такой обед.

По православной традиции в память об усопшем устраивают специальные трапезы, на которых близкие поминают ушедшего дорогого человека за тихой беседой и молитвой за упокой его души. Это не простой обед. Обязательный обряд давно стал традицией, смысл которой – через употребление блюд просить прощения и успокоения душе покойного.

В чем заключается православная поминальная традиция?

Первый раз покойного поминают на третий день после смерти, когда, по представлениям православных, душа возносится к Богу. Второй раз родственники и знакомые собираются для поминовения через девять суток, чтобы душа при виде мук Ада покаялась в грехах и получила надежду на помилование и прощение. Молитвы родных на сороковины, помогают душе усопшего пройти самое главное испытание – высший суд, чей приговор может означать вечное блаженство в раю или бесконечные муки ада.

Поминки в определенные дни являются традиционным обычаем с давних времен. После погребения, вернувшись с кладбища и омыв руки и тело, поминками провожают душу усопшего. Третьи сутки — тот срок, когда происходит отрыв от всего земного и вознесение к небесному престолу. Не имеет значения место, где соберутся близкие, будет ли это домашнее мероприятие или организованная трапеза в кафе. Важно помнить, что поминки – это ритуал скорби по новопреставленному, а потому должен сопровождаться молитвой, а не распитием алкогольных напитков и громкими разговорами.

Сдержанности поведения на поминках после похорон и в другие дни вторит и меню. Не приемлемы признаки пиршества, а лаконичность оформления стола и разумное разнообразие приготовляемых блюд уместны.

Сервировка и подбор блюд

Прежде чем подробно остановиться на выборе блюд, стоит обратить внимание на сервировку стола. О соблюдении траурной и скорбной атмосферы знают все. Однако некоторые не догадываются о существующих правилах, которые желательно соблюдать:

  • на стол на поминки не ставят посуду, предназначенную для праздников и торжественных приемов. Едят из тех столовых приборов, которые используются в быту ежедневно;
  • скатерть не должна иметь орнаментов и разноцветных включений, которые будут отвлекать от мыслей и молитв;
  • если организовывать поминальную трапезу с наиболее полным соблюдением традиций, то следует обойтись без вилок и ножей. Наши предки старались избежать использования любых колющих предметов, которые, по их уверениям, могли представлять опасность для тела покойного.
Вкусный рецепт!  Сборка и украшение торта

Простой и строгий поминальный стол – одно из требований организации поминок. Меню составляют из простых и питательных блюд, которые полезны в обычные дни, а в период скорби придадут сил перенести утрату.

Что должно быть на поминальном столе

Продукты для приготовления тщательно отбирают, обращая внимание на качество и свежесть. Знакомая привычная пища по традиционным семейным рецептам и тихая беседа, посвященная воспоминаниям об умершем человеке – вот то, что в идеале представляет из себя православное поминовение.

При самостоятельном приготовлении необременительно будет сварить борщ, приготовить овощной салат, подать для поминания усопшего отварной картофель или вареники с капустой. В обычные дни в качестве мясного блюда подойдут котлеты. Сложно представить поминальный обед без духовых пирожков. Из напитков чаще всего варят кисель и компот. В дополнение к вышеперечисленной еде на поминки может быть подана нарезка из колбасы, сыра, свежих овощей или фрукты. Едят рыбу промышленной обработки либо пожаренную дома, а бутерброды включают в меню по усмотрению родственников.

Какие блюда обязательно готовить после похорон и на следующие поминки

В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние.

Кутью на поминальный день готовят только из цельных зерен. Чаще всего берется смесь пшеницы и риса, замачивается на несколько часов и отваривается до консистенции мягких зерен. Сдабривают кутью маком, дроблеными орехами. Сладость духовного умиротворения в небесном царствии призвано показать добавление меда и изюма. Воскрешение, вечную жизнь символизируют зерна в кутье. Имеет значение не только обязательность присутствие блюд на поминальном столе, но и в какой последовательности их подают. Кутью ставят на стол в первую очередь. Каждый гость, принимающий участие в трапезе, съедает пригоршню кутьи, а затем продолжает трапезу.

Блины у православных присутствуют как символ возрождения, уходящий корнями в языческое представление о рождающемся каждое утро заново Солнце. Стараясь предать благодать воскресшей души, на поминальный стол готовят кисель. Завершающий скорбную трапезу овсяный, из ржаной или пшеничной муки кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком.

Напитки в меню поминального стола

Современный способ поминать алкоголем не только не приветствуется церковью, но и находится под строжайшим запретом для людей, знающих о символичности спиртного на столе в день похорон и традиционные поминальные даты, включая полгода и годовщину.

Истинно желающие душе умершего достичь небес на поминовении не распивают спиртные напитки. Любой гость, от близкого родственника до знакомого по работе или соседа по дому, должны понимать, что алкоголь усугубляет муки души усопшего. Наши православные предки верили, что включение алкоголя в меню поминок — это пожелание умершему тяжких мучений на пути к вратам Рая. Близких людей приглашают и угощают, накрывая стол обязательными поминальными блюдами и дополняя их едой по своему усмотрению, но наливать водку или вино будет неблагочестивым делом.

Принято подавать морс из ягод, приготовить лимонад по излюбленному рецепту. Можно поставить покупной сок, но домашний компот будет несравненно лучше. Несложно приготовить на поминки и узвар из сухофруктов. Необходимые ингредиенты всегда есть под рукой у хорошей хозяйки, их свободно можно купить в любое время года. На пяти-семилитровую кастрюлю берут:

  • 0,5 кг яблочной сушки;
  • 0,5 кг цельных или резанных сушеных груш;
  • 1 стакан сахара, причем делать сладким узвар не обязательно.

Для приготовления в кастрюлю достаточного объема наливают воду, ставят на огонь и пока вода закипает, моют сухофрукты. В кипящую воду кладут яблоки и груши, и когда узвар покипит на медленном огне около получаса, можно добавить сахар. При использовании меда, необходимо сначала остудить жидкость до комнатной температуры. Готовому узвару дают настояться в течение нескольких часов.

Следует понимать, что альтернативой вину и водке может служить множество полезных безалкогольных напитков. Они более уместны и в повседневной жизни, а тем более по скорбному поводу с его строгими ограничениями.

Чем поминать в пост

Уход из жизни близкого человека может случиться в период поста. Близкие не могут отменить выполнение своего долга и на девятый, и на сороковой день после смерти лишь по той причине, что обычные блюда приготовить нельзя.

В пост усопшего поминают с соблюдением традиций православной духовной культуры, но делают корректировку, исключая определенные ингредиенты, которые не едят в это время.

Меню на поминальный обед в пост особое. Кутью готовят без добавления сливочного масла. В тесто для блинов вливают воду вместо молока и не добавляют яйца. Остальные угощения можно так же приготовить постными и организовать ритуальную трапезу на достойном уровне.

Основные блюда не должны содержать мяса, но могут быть не менее вкусными при правильном подборе продуктов и соблюдении технологии приготовления. Из поколения в поколение передают хозяйки рецепт исконно русского постного борща, который по православной традиции вполне уместен для поминовения усопших. Не менее популярны щи с грибами, гречкой и квашеной капустой. Можно приготовить овощные салаты, заправив их растительным маслом, к гарниру из картофеля подать постные голубцы или фаршированный перец с грибной подливкой или морковные тефтельки. Гостям понравится пирог с капустой, пирожки с картофельной начинкой, луком и зеленью, фруктовые нарезки.

При подготовке меню самое главное правило — соблюдение сдержанности и скромности. Те, кто планирует роскошную трапезу со спиртными напитками, не вполне понимают смысла поминовения. Умершему больше нужны молитвы и память ближних для облегчения перехода к загробной жизни, чем поминальный обед с обильной едой и выпивкой. Может поэтому на 9 дней никого не зовут, но пришедших обязательно усаживают за стол и угощают.

Особенности скорбного стола на 9 дней

Спустя девять дней после смерти родственники и знакомые приходят сами, родным усопшего следует лишь сообщить, когда и где по православной традиции все смогут собраться для молитвы за душу умершего.

Меню состоит из простых по составу угощений, готовка которых дома не отнимет много времени и сил. На незваных поминках особенно не рекомендуется предаваться чревоугодию, так как сам смысл заключается в том, чтобы прийти без предупреждения, тем самым показать, что усопшего помнят. В благодарность родственники угощают гостей тем, что есть в доме. Скромность не является проявлением бедности. Так родные дают понять собравшимся, лучшая помощь усопшему – это молитва, а не сытный обед.

После традиционной молитвы в церкви на 9 дней домой приносят освященную кутью. Ею потчуют гостей в начале, а уже затем подают блюда, которые любил покойный при жизни. На горячее можно сделать борщ, лапшу или щи. Второе заменяют скромными закусками, помня об особенности прихода гостей на 9 дней без приглашения. Из напитков несладкий компот будет лучшим вариантом.

Алкоголя не должно быть на столе на поминках. Цель трапезы несколько иная, и готовят блюда скромнее, чем на поминки в день похорон. Поддержанию сытной едой в горестную минуту приходит на смену тихое поминовение ушедшего человека за скромными блюдами. Еду готовят так, чтобы то, что осталось, можно было разделить между пришедшими по окончании трапезы. В эту дату не произносят речей, не говорят плохих слов о покойном, так как критика и негативные воспоминания ускоряют движение души его к аду, которое начинается на девятый день и доходит до критического рубежа в сороковой.

Чем поминают на 40 дней и в годовщину

Традиционно поминальная трапеза на сорок дней после смерти была самой важной. Особая ответственность, возлагаемая на родственников, заключается в поддержке поминовением и молитвой души умершего, которой по православным канонам предстоит узнать решение относительно места дальнейшего вечного пребывания. На сороковые сутки душа заканчивает свой путь между землей и небесами, и предстает перед судом Божьим. В последний раз на земле происходит её прощание с бренным миром. Добрые слова, произнесенные в память о человеке, молитва с просьбами о прощении прегрешений способствует попаданию души умершего в Рай и вечному блаженству . Самое важное, что обязательно делают – молятся, заказывают Божественные литургии и участвуют в панихидах. Так поступают по истечении полугода, а затем и года после смерти.

На сороковины гостей собирают у покойного дома. В сервировке стола и оформлении интерьера соблюдают сдержанность и лаконичность. Помнят, что поминки нельзя превращать в обыкновенные посиделки с чревоугодием и алкогольными возлияниями. На поминках едят:

  • обязательные кутью и блины. Соблюдают последовательность подачи и вкушают блюда в установленной последовательности, помня их символический смысл: зерна попадут в землю, на следующий год прорастут, и это станет началом новой жизни. Поедание блинов, подобия возрожденного на восходе солнца, даст родственникам надежду на воскрешение души умершего;
  • после традиционного горячего блюда полагается подать мясо или жареной рыбу с гарниром в виде каши или картофельного пюре. В меню можно добавить холодные закуски, селедку, мясную и овощную нарезки;
  • салаты на поминках в основном постные: винегрет с фасолью и грибами, огурцы и помидоры, салат из капусты, моркови или отварная свекла с черносливом;
  • кисель, компот или узвар ставят на стол еще в начале трапезы, а в завершение поминального обеда подают духовые пирожки, которые присутствующие съедают и забирают с собой.
Вкусный рецепт!  Рецепт соуса с курицей и картошкой

Оставшиеся блюда поминальной трапезы на сороковины, полгода и годовщину раздают соседям и знакомым, которые не были на поминках.

В современном мире можно наблюдать, как стираются и уходят в прошлое обычаи. Однако православную традицию поминать усопших чтят в каждой семье.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы — должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый — распадается тело, на сороковой — истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также — обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш. ".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков — кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Вкусный рецепт!  Что делать если муж перестал платить алименты

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы — переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.

Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш. " и "Достойно есть. ", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола — скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур — до года — должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий — полгода, обыкновенный — три месяца и полутраур — остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев — даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев — до 40 дней, а также — до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он — время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Понравился рецепт? Поделись с друзьями: Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin